Почему началом нового года считается 1 января
Читать на сайте Вестник КавказаЮлий Цезарь, Папа Григорий XIII, 2000 лет споров и календарная система повлияли на выбор новогодней даты. Некоторые культуры приняли ее совсем недавно, пишет Discover Magazine в материале Why Is January 1 the Beginning of a New Year? На протяжении всей истории люди начинали год в совершенно разные дни, и альтернатив, по словам покойного британского историка А. Ф. Полларда, было огромное количество.
1 января - наиболее привычная дата для большинства представителей западной цивилизации, но если бы извилистая дорога последних двух тысячелетий повернула в другую сторону, возможно, мы бы встречали 2021 год в другой день. Первое зарегистрированное празднование Нового года восходит к Месопотамии, где 4000 лет назад древние вавилоняне проводили 11-дневный фестиваль под названием Акиту в день весеннего равноденствия. Дата в конце марта, когда день и ночь равны по длине, выбиралась многими цивилизациями. Другие общества, в том числе египтяне, персы и финикийцы, отмечали свое коллективное культурное возрождение во время осеннего равноденствия в конце сентября. Греки предпочитали декабрьское зимнее солнцестояние.
Почему же из множества вариантов 1 января почти повсеместно считается началом Нового года?
Запутанный календарь
Все началось с римлян, которые, в отличие от многих своих предшественников, не связывали Новый год с астрономическим событием. Календарь гражданской республики обнулялся в тот же день, что и сроки высшей выборной политической должности - консульства (состоящего из двух консулов). Традиционно это происходило в мартовские иды, в начале военного сезона и в середине месяца, названного в честь Марса, бога войны. Но в 154 г. до н. э. Сенат, столкнувшись с серьезным восстанием в Испании, решил досрочно, 1 января, избрать двух новых консулов. Этот прецедент стал стандартом.
Тем не менее древнеримский календарь оставлял желать лучшего, поскольку в нем не хватало около 10 дополнительных дней. Суток было всего 355, что значительно меньше реального времени движения Земли вокруг Солнца. ”Это вызывало массу проблем, - говорит Николаус Овертум, специалист по истории древнего Средиземноморья из Вашингтонского университета. - Календарь должен был очень быстро измениться”.
Чтобы исправить ситуацию, римские первосвященники, понтифики, установили особый месяц под названием Мерседоний. Теоретически его можно было использовать в качестве ”временной меры, чтобы календарь соответствовал длине солнечного года”, - говорит Овертум. Однако на практике мера стала инструментом для коррумпированных понтификов, манипулировавших календарем всякий раз, когда им нужно было продлить сроки полномочий своих политических союзников. ”Это система, которую было крайне сложно вычислить, и ею очень легко было злоупотребить”, - говорит Овертум.
Юлианская революция
Когда Юлий Цезарь возглавил Рим в 46 г. до н. э., империя была погружена в гражданскую войну и временной кризис. Календарь в ходе его бессистемной модификации на протяжении веков пришел в полный беспорядок. Чтобы решить эту проблему, восходящий диктатор заручился поддержкой Сосигена, александрийского философа, которого он встретил во время своей военной кампании (и романа с египетской царицей Клеопатрой) в Египте.
Сосиген представил современный 365-дневный календарь, привычный для его родины. Одной из наиболее примечательных особенностей был високосный день, призванный компенсировать дополнительные сутки, накапливающиеся каждые четыре года, поскольку солнечный год на самом деле чуть длиннее 365 дней. Птолемей III Эвергет, царь Египта, попытался провести такую же реформу в своей стране, но потерпел неудачу, поскольку его подданные отклонили непривычный дополнительный день.
Новая римская система сохранила многие элементы египетского календаря, в том числе 12 месяцев и большинство их названий (июль был переименован в честь Цезаря, а август, позже, была назван по имени императора Августа). Новый год отмечался 1 января, отчасти ради традиции, а отчасти в честь Януса, двуликого бога, по имени которого был назван месяц. День был выбран подходящий: Янус был богом новых начинаний.
После необычного 46 года до н. э. (он длился 445 дней, чтобы исправить календарное искажение) наступил 45 г. до н.э., а вместе с ним и началось использование одноименного юлианского календаря Цезаря. Ситуация заметно улучшилась. Римляне завещали календарь своим преемникам, и в подтверждение его достоинств данная модель хронометража доминировала в западном мире на протяжении 16 веков. Но, несмотря на свою долговечность, он все еще не был идеальным.
Обнуление часов
Основной ошибкой календаря была предполагаемая продолжительность солнечного года: 365,25 дня. Последующие вычисления определили более точную длину 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. ”Такое дополнение не кажется серьезной проблемой”, - говорит Овертум. Но если сложить все эти часы в течение сотен лет, положение становится непростым. По сути, юлианский календарь опережал время на 11 минут каждый год на протяжении 1600 лет.
Таким образом Европа XVI века как минимум на 10 дней опережала солнечный год, что поставило Папу Григория XIII в неловкое положение. Дата Пасхи, в высшей степени важного праздника для всего христианского мира, включая католическую церковь, рассчитывается на основе первого полнолуния после весеннего равноденствия, которое приходится на 20 или 21 марта. Но год за годом фактическое равноденствие наступало после даты, представленной в календаре. Григорий понял, что если не изменить календарь, будущие христиане будут отмечать Пасху совсем в другое время года.
В 1582 году папа решил действовать. По словам Овертума, он ”очень интересовался управлением времени в католическом смысле”. Его астрономы исключили 10 дней из текущего года, вернув новый григорианский календарь в нужное русло и сформулировав более точное правило, которому мы следуем и сегодня, для високосных лет: не все годы, оканчивающие век, високосные (например, 1700 и 1800), а только те, что делятся на 400. Итак, 2000 год был високосным, а 1900 - нет, и 2100 тоже не будет.
В Средние века, после падения Римской империи, празднование Нового года в Европе вновь было перенесено. Многие христианские страны начали праздновать его 25 марта (в Благовещение) или на Рождество, чтобы лучше соответствовать религии. Эти вариации сохранялись до тех пор, пока Григорий не унифицировал календарь и не вернул старую дату, 1 января, зафиксировав Новый год таким, каким мы его знаем сегодня.
Привыкая к новому времени
В очередной раз новая система намного превзошла старую по точности. Большая часть католической Европы, включая Испанию, Португалию, Францию и Италию, немедленно приняла ее. Но другие страны веками отказывались от усовершенствованного календаря. В основном это были протестанты и восточные православные народы, которые не хотели принимать католические новшества. Но Григорианский календарь постепенно покорял одну культуру за другой, благодаря своей неоспоримой эффективности. Британия и американские колонии окончательно сдались в 1752 году: 2 сентября уступило место 14 сентября (в то время разница составляла 11 дней). У некоторых людей, соответственно, изменились даты рождения.
Другие страны продержались дольше. Россия не меняла календарь до 1918 года, опоздав на 12 дней на Олимпийские игры 1908 года в Лондоне из-за разницы во времени. Среди последней волны новообращенных были нации, которые объединились в Советский Союз и приняли не такой уже и новый календарь после большевистской революции. Греция последовала их примеру в 1923 году, Китай - в 1929 году. Почти 100 лет спустя, в 2016 году, к остальному миру, наконец присоединилась Саудовская Аравия.
Страны, которые придерживаются григорианского календаря, по-прежнему отмечают традиционные даты в другие дни. Но многие приняли этот праздник, и по прошествии двух тысячелетий 1 января все-таки стало первым днем нового года. ”Наше современное понимание нового года, - говорит Овертум, - представляет собой своего рода объединение разных факторов из множества культур и временных периодов”. Новогодний шар, опускающийся каждый год на Таймс-сквер в Нью-Йорке, всего лишь наиболее позднее выражение обычаев, зародившихся в древности.
Оглядываясь назад и глядя вперед
Отойдя от традиционных трактовок, британский историк Поллард в 1940 году задался вопросом, все ли звенья учтены в исторической траектории? Случайно ли, что современный Новый год празднуется вскоре после зимнего солнцестояния, небесного явления, почитаемого многими древними цивилизациями? Согласно давней теории Стоунхенджа, например, доисторический памятник был создан для отображения и расчета астрономических явлений, в частности, солнцестояния.
Есть свидетельства того, что многие культуры отмечали Новый год и другие праздники в то время, когда день и солнечные лучи становились длиннее, знаменуя возвращение весны и новый урожай. Это подходящий момент, чтобы задуматься о прошедшем солнечном цикле и заглянуть в следующий, как и делал двуликий Янус.
Полларду эта связь показалась ”наводящей на размышления по крайней мере о возможности того, что сохранение начала года, несмотря на введение новых дат, было связано с фольклором расы, намного более древней, чем римляне”. Возможно, когда мы встречаем 1 января и формулируем свои решения, мы продолжаем более древнее и глубокие традиции нашей цивилизации.