Россия в Южно-Китайском море
Читать на сайте Вестник КавказаХотя Южно-Китайское море находится далеко от России, регион представляет для Москвы возможности научного сотрудничества, а также может оказаться полезным с точки зрения дипломатических достижений, пишет доцент факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Ольга Красняк в статье Russia in the South China Sea Policy Forum. Проблема Южно-Китайского моря не получает должного внимания в российском общественном дискурсе, однако преуменьшать потенциальный интерес России к Азиатско-Тихоокеанскому региону не стоит. Несмотря на удаленность России, у нее есть возможности использовать научную дипломатию в Южно-Китайском море для укрепления своей геополитической позиции.
Исторически сложилось так, что военно-морской потенциал и интересы России распространяются на Черное и Балтийское моря на западе и в сторону Арктики в северной части Тихого океана на севере и востоке. Этот регион был важен для России на протяжении веков и по сей день остается одним из ключевых стратегических интересов. Южно-Китайское море, естественно, никогда не было в центре внимания международных дел России, в основном из-за его удаленности, отсутствия жизненно важных экономических интересов и исторического присутствия других региональных держав, таких как Китай и страны АСЕАН, которые имеют долгую историю присутствия в спорных водах.
Официальная позиция, заявленная МИД России по спорам вокруг Южно-Китайского моря, заключается в сохранении принципов международного права и Конвенции ООН по морскому праву. По мнению Москвы, дипломатический подход - единственный способ мирного разрешения конфликтов в Южно-Китайском море.
На первый взгляд такой подход - строгое соблюдение международного права - кажется логичным и понятным, но при более пристальном рассмотрении обнаруживаются более сложные намерения: в первую очередь, у других держав есть пространство для маневра. Однако учитывая образовавшийся в регионе вакуум, Россия могла бы распространить свое влияние, если бы решила вмешаться.
Оспариваемые воды Южно-Китайского моря представляют возможности для России. Россия и Китай, будучи стратегическими партнерами, совместно с Ираном провели военно-морские учения в Индийском океане и Оманском заливе в декабре 2019 года. Россия также неуклонно наращивает свое присутствие в регионе в рамках своей энергетической стратегии, нацеленной на азиатско-тихоокеанский рынок. Таким образом, возможности принять чью-то сторону просто нет.
Тем не менее Россия уверенно вступает в новую эру влияния и может оказаться в регионе, который, несомненно, останется очагом геополитических столкновений. Если Россия решит действовать сейчас, одним из подходов для деятельности в Южно-Китайском море может стать научная дипломатия.
Научная дипломатия - эффективный внешнеполитический инструмент, который использует международное научное сотрудничество для решения экологических проблем и продвижения национальных интересов. Но как Россия сможет использовать научную дипломатию в Южно-Китайском море?
Вспомним арктическую политику России. У страны большой опыт в этой области, она входит в Арктический совет, межправительственный форум, практически полностью основанный на принципах научной дипломатии. Арктика и Южно-Китайское море во многом сопоставимы.
Оба региона представляют возможности для стимулирования международного научного сотрудничества. Принимая во внимание участие Китая в некоторых научных проектах в Арктике, Россия могла бы позиционировать себя в качестве посредника и координатора во внедрении и руководстве совместными научными проектами Китая и стран АСЕАН в Южно-Китайском море.
Воды Южно-Китайского моря являются самыми загруженными в мире, за счет чего имеются серьезные логистические проблемы, которые Россия может помочь решить, тем самым предоставив экономические возможности для соседних государств, включая Китай. России такое развитие тоже будет полезным.
Следуя международному праву и привлекая научный опыт, Москва могла бы получить рычаги влияния при заключении сделок с Китаем и США для разрешения споров как в Арктике, так и в Южно-Китайском море.
Наконец, Россия может закрепиться в регионе, продвигая экологические инициативы и меры по защите окружающей среды. Как и арктические воды, Южно-Китайское море является пространством для международных действий, что увеличивает риск возникновения экологических проблем, в решении которых у России большой опыт.
Поскольку в условиях продолжающейся напряженности в Южно-Китайском море экологические проблемы, например, нанесение ущерба коралловым рифам, не кажутся приоритетными для региональных держав, опыт России в области защиты окружающей среды и решения экологических проблем может оказаться полезным.
Среди приморских государств Южно-Китайского моря часто возникают политические разногласия, как и среди государств-членов Арктического совета, поэтому это не должно быть серьезным препятствием. Например, отношения между США и Россией зачастую оставляют желать лучшего, а сотрудничество в Арктике превратилось в пространство, где научная кооперация преобладает над враждебной геополитической конкуренцией между странами.
Конечно, географические и региональные различия между Южно-Китайским морем и Арктикой значительны, но в любом случае нельзя упускать из виду конструктивные и цивилизованные механизмы научной дипломатии, которыми способна воспользоваться Россия.
Скептики могут сомневаться в реальных намерениях России в любом из регионов, но вряд ли кто-то будет отрицать, что продвижение национальных интересов посредством научного сотрудничества способствует общему благу.
Если Россия сумеет продвинуть мирные процессы и поспособствовать международному научному сотрудничеству для решения экологических проблем в Южно-Китайском море, то в процессе достижения научного и дипломатического прогресса она сможет подать положительный пример другим державам и создать норму, которая принесет пользу всему Индо-Тихоокеанскому региону.