Спасут ли Каспий от обмеления?
Читать на сайте Вестник КавказаТам, где еще два десятилетия назад плескались волны Каспия, теперь простирается растрескавшаяся солончаковая пустыня.
Почему Каспий мелеет?
Основной «донор» Каспия, река Волга, обеспечивающая 85% речного стока, катастрофически мелеет из-за засух и нерационального водопользования. За последние 20 лет поступление воды упало на 30–40%. Уровень же Каспийского моря опустился ниже минимального за весь период инструментальных наблюдений: он составляет менее минус 29 м по балтийской системе высот, отмечают в Волжско-Каспийском филиале Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства («КаспНИРХ»).
Повышение температуры на 1,5–2°C усилило испарение с поверхности моря, а маловодные периоды в бассейне Волги участились. За 2021–2022 годы уровень упал на 27 см — вдвое быстрее среднего темпа.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) дает прогноз-апокалипсис: к 2100 году Каспий может потерять до 18 метров уровня. Это грозит исчезновением 30% акватории, вынужденной миграцией 5 млн человек и коллапсом рыболовства.
Как собираются спасать Каспий?
На фоне кризиса прикаспийские страны активизируют диалог, но каждая инициатива наталкивается на политико-экономические рифы.
На климатическом саммите в Баку в 2024 году министры экологии пяти стран приняли Декларацию о сотрудничестве. Ингер Андерсен (ЮНЕП) призвала к созданию единой системы мониторинга и научного консорциума. Всемирный банк анонсировал проект поддержки Азербайджана, Казахстана и Туркменистана в борьбе с загрязнением для защиты биоразнообразия. Старт намечен на июль-август 2025 года. Однако на сегодняшний день финансирование фрагментировано, а механизмы реализации соглашений требуют доработки.
Тем временем в Тегеране призвали поставить науку выше политики. Вице-президент Ирана Шина Ансари предложила создать специальную рабочую группу для совместных проектов и единой платформы мониторинга:
Уровень воды в Каспийском море снижается с угрожающей скоростью, поэтому прогнозируется, что к 2050 году его глубина может уменьшиться еще на 18 метров. Этот кризис повлек за собой цепочку разрушительных последствий. От ущерба рыболовной и туристической отраслям, от которых зависят средства к существованию миллионов людей, до угрозы таким уникальным видам, как осетровые и каспийские тюлени, которые сейчас находятся на грани исчезновения. Постепенное высыхание морского дна привело к появлению новых очагов пыли, которые поставили под угрозу здоровье населения и плодородие сельскохозяйственных земель. Ценные международные водно-болотные угодья, такие как Энзели и Мианкале, также находятся под серьезным риском уничтожения
Тегеран назначил спецпредставителя по Каспию, дипломата Казема Гарибабади, сигнализируя о готовности к диалогу. Загвоздка в том, что Иран блокирует ратификацию Конвенции о статусе Каспия-2018, требуя пересмотра методики разграничения моря («прямые исходные линия»). Без этого документа юридическая база сотрудничества остается зыбкой.
Технологическое решение проблемы предлагает Азербайджан. Компания ADO-G предложила построить тоннель от Черного моря к Каспию длиной 600 км, используя перепад высот (-26.5 м). Проект включает гидротурбины для генерации энергии. Проблемой на пути реализации остаются стоимость и экологические риски. Засоление и инвазивные виды вызывают скепсис ученых в разных странах.
Что мешает спасению?
- Юридический вакуум. Без ратификации Конвенции-2018 невозможно согласовать Соглашение о прямых исходных линиях — основу для совместных экопрограмм. За 7 лет группа высокого уровня провела лишь 6 встреч с нулевым итогом.
- Дефицит доверия. Казахстан настаивает на мерах доверия на Каспии, опасаясь милитаризации. Россия и Иран по большей части ориентированы на двусторонние проекты.
- Наука без ресурсов. Модели прогноза уровня Каспия (от +9 до -18 м к 2100 г.) противоречат друг другу. Для точных расчетов нужны экспедиции и суперкомпьютеры.
Есть ли надежда?
Каспий не исчезнет полностью — его история знала падения до -29 м (1977) и подъемы. Однако нынешние темпы обмеления беспрецедентны. Каспий — не просто море. Это тест на зрелость для пяти стран, чьи амбиции не должны затопить общее будущее.