© Фото: Вера Ромашкина/ "Вестник Кавказа"

Исламофобия на Западе основана на ложных утверждениях

Читать на сайте Вестник Кавказа

Хотя антимусульманские настроения существовали и до 2001 года, террористические атаки 11 сентября и реакция на них усилили стереотипы о том, что мусульмане якобы склонны к терроризму. После 11 сентября отдельные деятели превратили исламофобию в целую индустрию, сделав из мусульман козлов отпущения в собственных целях. Econo Times в материале Islamophobia in western media is based on false premises пишет, что как и другие формы нетерпимости, исламофобию можно оценить объективно. Эмпирические исследования - эффективное средство разоблачения предубеждений.

Риторика канадского консервативного писателя Марка Стейна типична для исламофобии правого толка. Стейн утверждает, что ”большинство мусульман либо желают смерти, либо безразличны к гибели общества, в котором они живут”. Точно так же голландский политик и правый популист Герт Вилдерс называет Коран ”источником вдохновения и оправдания ненависти, насилия и терроризма в мире, Европе и Америке”. Британский консервативный политический обозреватель Дуглас Мюррей предполагает, что для искоренения терроризма Великобритании нужно ”поменьше ислама”.

Левые комментаторы вносят не меньший свой вклад в пугающие стереотипы, что и их консервативные коллеги. Например, американский нейробиолог и новый атеист Сэм Харрис утверждает, что ”существует прямая связь между доктриной ислама и мусульманским терроризмом”. Американский комик и телепродюсер Билл Мар уверен, что нетерпимость и жестокость связывают 1,6 млрд мусульман с террористическими группами, например, ИГИЛ (запрещена в РФ и других странах). Родившийся в Сомали голландско-американский активист и писатель Айаан Хирси Али заявляет, что ”насилие заложено в доктрине ислама”.

Однако ни одна из этих характеристик не обоснована с научной точки зрения. На самом деле большинство мусульман отвергает насильственный экстремизм. По всему миру мусульмане в подавляющем большинстве выступают против акций террористов-смертников и других форм насилия в отношении гражданских лиц в защиту ислама. Исследования показали, что 96% мусульман в Азербайджане, 95% - в Казахстане, 92% - в Индонезии и 91% - в Ираке считают такой экстремизм неоправданным или очень редко оправданным. 

По данным отчета ”Чего хотят мусульмане” за 2016 год, самого обширного исследования британских мусульман, из когда-либо проводившихся, девять из десяти британских мусульман категорически отвергают терроризм. На вопрос ”В какой степени вы сочувствуете или осуждаете людей, которые совершают террористические действия как форму политического протеста?” 90% респондентов ответили, что осуждают подобные проявления, 5% - затруднились ответить, 3% - не поддержали и не осудили политические теракты. 

Это далеко не ”большинство мусульман”, как утверждает Стейн. В крупномасштабном глобальном опросе был задан вопрос о том, ”оправданы ли нападения на гражданских лиц с моральной точки зрения”, и аналогичные результаты были получены при сравнении отношения мусульман к населению во Франции, Германии и Великобритании. Цифры были почти идентичными: Франция - 1% (в Париже - 2%); Германия - 1% (Берлине - 0,5%), Великобритания - 3% (Лондон - 2%).

В Северной Америке результаты исследований оказались поразительно похожими. В опросе Института окружающей среды в 2016 году только один процент канадских мусульман поддержал следующее утверждение: "Многие или большинство мусульман в Канаде поддерживают насильственный экстремизм". На вопрос о том, может ли когда-либо быть оправдано убийство мирных жителей по политическим, социальным или религиозным причинам, опрос Pew Research Center в 2017 году показал, что 84% американских мусульман считают подобное неоправданным или оправданным в редких случаях.

12% американских мусульман ответили, что насилие в отношении мирных жителей может быть оправдано, и на основании этого антимусульманские активисты утверждают, что сотни тысяч мусульман остаются радикально настроенными. Подробные ответы мусульман в этом отношении весьма показательны: по их мнению, насилие разрешено в случае нападения как на отдельных лиц, так и на нацию в целом. Другими словами, в целях самозащиты. При опросе широкой общественности США ответы были практически идентичными: 83% и 14% соответственно.

Вопреки мнению Мара, что мусульмане поддерживают террористические организации, большинство людей в странах со значительным мусульманским населением исключительно негативно относятся к террористам, в том числе практически 100% респондентов в Ливане, 94% - в Иордании и 84% - в Палестине (10% палестинцев затруднились выразить свое отношение).

Утверждения о том, что мусульмане во многом поддерживают экстремизм, безосновательно. Поскольку исламофобия искажает западный образ мусульман, научные исследования служат важным коррективом в двух важных отношениях. Во-первых, они разоблачают исламофобские настроения, охватившие Запад после 11 сентября, и, во-вторых, помогают уменьшить распространение антимусульманских язв, предоставляя рациональные факты для обсуждения.