Испанское искусство представили в Музее русского импрессионизма
Читать на сайте Вестник КавказаВ Музее русского импрессионизма завершилась одна из самых ярких, интересных и посещаемых московских выставок последних лет "Импрессионизм и испанское искусство". Первая в России масштабная выставка испанского искусства XIX-XX веков проходила с 10 октября по 26 января. На ней было представлено более полусотни живописных работ, скульптура и графика 18 испанских художников: Хоакина Сорольи, Игнасио Cулоаги, Рамона Казаса и других художников. О том, что представляла собой испанская живопись в период между Гойей и Пикассо, как испанские художники адаптировались к новому искусству, рассказывает искусствовед и организатор выставки Мария Мороз.
"На этой выставке мы хотели разделить эти два явления, рассказать вообще об импрессионизме в Испании и других художниках, которые представляют, что творилось в Испании на рубеже веков, в конце XIX - начале XX. Испанское искусство мы хорошо знаем, но только отдельные имена, как Веласкес, Эль Греко, Сурбаран, Рибера, потом наступает эпоха Франсиско Гойя, а дальше какая-то дыра, а потом снова - Пикассо и Дали. Здесь мы фактически отвечаем на этот запрос, что же творилось, почему мы сейчас не помним эти имена, хотя на самом деле они были в свое время очень популярны. В Испании многие художники узнали, что такое импрессионизм во многом благодаря тому, что они отправились в тот самый Париж. Они представляют совершенно новый этап в испанском искусстве", - говорит Мороз.
Мариано Фортуни, "Улица Гранателло в Портичи". 1874
На выставке представлены работы Мариано Фортуни, который был невероятно популярен не только в Испании, а во всем мире. Он прославился не как импрессионист, а как ориенталист.
Рамон Казас, "На открытой террасе". 1892
"Одним из самых первых сообществ испанских художников были близкие друзья Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль. Они уезжают во Францию очень рано, им было всего по 15 лет, снимают студию на двоих. Художники пишут очень интересные сюжеты, нетипичные: когда вы смотрите на их варианты импрессионизма, они все выполнены в перламутрово-серой палитре. Когда они возвращаются в Испанию, они полностью отказываются от импрессионизма, начинают создавать плакаты, афиши в стилистике Лотрека или Альфонса Мухи. Они идут дальше импрессионизма.
Сантьяго Русиньоль, "Эрик Сати, играющий на фисгармонии". 1891
Рядом с ними стоит еще одна группа друзей, Изидре Нонель и Рикард Каналс, которые также приехали во Францию. Изидре становится очень популярным художником в Париже за счет испанской темы и за счет экспрессивного языка: он выбирает фактически неоновые цвета, что нетрадиционно для импрессионизма пастельного.
Изидре Нонель, "Пляж в Аренс-де-Мар". 1891
Рикард Каналс, "Долина Бои". Ок. 1896
Аурелиано де Беруэте-и-Морет, "Вид на Толедо из предместья Сигарралес". Ок. 1895
Художник Аурелиано де Беруэте один из первых живописцев, который утверждает роль пейзажа в испанском искусстве.
Хоакин Соролья, "Сорванцы на пляже, Валенсия". 1899
Один из хедлайнеров выставки Хоакин Соролья. Это художник по популярности номер один. Его поддержало испанское общество в Америке, его выставки организовывали в Америке и в Европе в разных городах. Он выиграл гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Игнасио Сулоага, "Чарльз Морис с женой". 1896
Игнасио Сулоага тоже был художник каталонского происхождения. Он вообще не стал частью импрессионизма, он даже не пробовал его как такового. Он увлекался искусством Эль Греко и считал, что он его заново открывает. Он действительно много сделал, чтобы его имя вернуть в историю испанского искусства.
Жоаким Мир, "Пропасть, Мальорка". Ок. 1901–1904
Жоаким Мир выделяется своей техникой исполнения среди других художников. Пишет он, скорее, даже не как импрессионист, потому что если импрессионисты работают короткими мазками, то он работает с большого формата холстом. Он создает свой рисунок пятном. Он никогда не был во Франции и писал именно Испанию, которая в то время активно изменялась", - рассказала Мороз.
Мариан Пиделасерра, "Портрет Эмили Фонбоны. Париж", ок. 1900–1901
Художник Мариан Пиделасерра - это фактически чистый пример импрессионизма.
"В основном этих художников знали именно в Испании, но их картины есть в американских собраниях, в собраниях Брюсселя. Они пробовали новые техники, они развивались во Франции и в Испании, но революционерами их не назовешь. Это поиски пути, определение себя, кто мы вообще. Выставка была успешна, поскольку это выход на европейскую сцену, это сотрудничество со многими музеями Испании. Мы планируем дальше развиваться в этом направлении. Мы этой выставкой поднимаем забытую историю", - заявила Мария Мороз.