Армяно-азербайджанское примирение: проблемы и перспективы
Читать на сайте Вестник КавказаЗаявление о прекращении огня от 9-10 ноября прошлого года, заложившее основу для решения острых вопросов между Арменией и Азербайджаном, включая освобождение оставшихся под оккупацией территорий, а также разблокирование экономических и транспортных коммуникаций в регионе, ознаменовало начало нового периода в истории Южного Кавказа, пишет член правления азербайджанского Центра анализа международных отношений Эсмира Джафарова в статье для Modern Diplomacy.
Об этом свидетельствует выдвижение таких инициатив, как "шестисторонний формат сотрудничества" и создание Зангезурского коридора, который призван обеспечить взаимосвязь между различными геополитическими зонами региона. Частью этого процесса, который в перспективе может содействовать развитию связей между Центральной Азией и Европой, уже были Россия и Турция.
Появлялись свидетельства намерений Азербайджана двигаться дальше и принять максимально дружелюбный и великодушный подход по отношению к Армении после ее поражения в войне. Это проявилось в уступках, сделанных Азербайджаном в послевоенный период, таких как предоставление десятидневной отсрочки (с 15 ноября по 25 ноября) для вывода армянских вооруженных сил и армянского населения, которое было расселено в Кельбаджарском районе во время оккупации, а также возвращение в Армению 69 задержанных в Азербайджане армянских граждан и тел 1400 погибших. В качестве жеста доброй воли Азербайджан помог с доставкой гуманитарной помощи армянскому населению Карабаха; облегчил перемещение товаров через территорию Азербайджана; гражданам Армении разрешили и дальше пользоваться участками дороги Горис-Капан, которые проходят по недавно освобожденным азербайджанским территориям; и, наконец, что не менее важно, впервые за три десятилетия транспортировка российского природного газа в Армению через Азербайджан стала реальностью.
Однако осторожный оптимизм в отношении зарождающихся перспектив мира и сотрудничества в регионе сталкивается с рядом проблем. К ним относятся нарушение Арменией статьи 4 Заявления от 9-10 ноября 2020 года, которая требует вывода всех оставшихся вооруженных групп с территорий Азербайджана; представление боевиков, захваченных Азербайджаном в результате контртеррористических операций уже после 10 ноября, как военнопленных; последовавшие за этим попытки оказать давление на Азербайджан; а также недавние дебаты о том, кто же запустил ракеты "Искандер-М" по азербайджанскому городу Шуша во время 44-дневной войны. Национальное агентство Азербайджана по разминированию (ANAMA) недавно обнаружило под Шушой обломки ракеты, выпущенной из комплекса "Искандер-М", хотя, согласно положениям Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), экспортной версией этой ракеты является "Искандер-Э", которую РФ экспортировала только в Армению.
Кроме того, опасность представляют противопехотные мины, установленные на ранее оккупированных территориях Азербайджана. По некоторым оценкам, Армения потратила $350 млн на установку мин в Карабахе и вокруг него. ANAMA проводит операции по расчистке территорий от мин и неразорвавшихся боеприпасов, по первоначальным оценкам, на обезвреживание неразорвавшихся на поле боя боеприпасов потребуется 5-6 лет, на обезвреживание мин полностью - 10-13 лет. Хотя Азербайджан получает помощь от своих друзей, партнеров и международных организаций, включая Турцию, Россию и ООН, в форме обучения персонала, доставки оборудования для разминирования и финансовой помощи, этого явно недостаточно для выполнения этой столь сложной и рискованной работы.
Проблема усугубляется тем, что в ответ на все жесты доброй воли Азербайджана, направленные на то, чтобы перевернуть страницу истории, связанную с конфликтом, и начать налаживать сотрудничество с Арменией, Ереван по-прежнему отказывается предоставить Азербайджану карты заминированных полей. Некоторые из все-таки предоставленных карт содержали ложную информацию, поскольку ANAMA не смогла найти что-либо на основе указанных в них координат. "Это может означать, что Армения намеренно ввела Азербайджан в заблуждение", - отметил заведующий отделом по вопросам внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев.
Судя по всему, до сих пор нет никакого прогресса в попытках убедить Армению сотрудничать по вопросу противопехотных мин. Отказ от сотрудничества по столь важному вопросу может уменьшить перспективы достижения прочного мира и сотрудничества.
Противопехотные мины запрещены международными конвенциями, как наиболее опасная форма, используемая против гражданского населения. Ежегодно такие авторитетные организации, как Международная кампания за запрещение наземных мин (ICBL), сообщают о тысячах людей, погибших или получивших ранения в результате подрыва на минах. После Второй Карабахской войны Азербайджан сообщил о гибели десятков своих граждан, а также военнослужащих, в том числе российских миротворцев, погибших или получивших увечья в результате взрывов противопехотных мин. Если правильные карты заминированных территорий не будут своевременно предоставлены азербайджанской стороне, число жертв вырастет. Есть надежда, что в Армении поймут, что мирные жители не должны страдать от разочарования и недовольства режима по поводу проигранной войны.
Словом, существуют четко различимые проблемы постконфликтного периода, которые необходимо преодолеть. Сложность нерешенных вопросов требует прозрачности, сотрудничества и взаимных компромиссов, если есть искреннее желание уйти от ужасов прошлого. Это требуется от всех заинтересованных сторон, подписавших Заявление, положившее конец Второй Карабахской войне, поскольку односторонних усилий будет недостаточно, чтобы разорвать порочный круг вражды.