Узеир Гаджибеков: феномен композитора
Читать на сайте Вестник КавказаВ ходе первой карабахской войны стратегически выгодно расположенная Шуша стала одной из главных целей армянских националистов. Они заняли город 8 мая 1992 года, разграбили музеи, в которых находились тысячи экспонатов, разрушили сотни историко-культурных памятников, осквернили святилища и мечети, уничтожили множество редких образцов рукописей, превратили в руины учреждения образования и здравоохранения. 7 ноября 2020 года ключевой город в нагорно-карабахском регионе был освобожден от 28-летней армянской оккупации. Азербайджанские военные отбили Шушу с помощью легкого вооружения в рукопашном бою, пройдя ущелья, леса, горы.
Город называют жемчужиной Карабаха. Он был важным центром азербайджанской поэзии и традиционного мугама, который в 2008 году был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Шуша была домом известных азербайджанских мастеров мугама, таких как Гаджи Гуси, Абдулбаги Зулалов и Джаббар Гарягды. В этом городе жили и творили Хуршудбану Натаван, Джаббар Гарягдыоглу, Бюльбюль, Хан Шушинский, а также Узеир Гаджибеков.
23 ноября отмечался день памяти композитора, народного артиста СССР, основоположника современной музыкальной культуры Азербайджана Узеира Гаджибекова. Гаджибеков почитается на родине, в Азербайджане, да и всеми просвещенными людьми, как цельный, разносторонний человек. Его жизнь (1885-1948) была яркой и полной творчества. Он проявил себя на многих поприщах: был педагогом, переводчиком, журналистом, издателем. Но более всего, конечно, музыкантом, композитором. И главное – создателем национальной музыкальной азербайджанской школы и театра.
Он нашел органичный и тонкий способ сочетания элементов азербайджанской народной музыки и классических европейских традиций. Первая национальная опера "Лейли и Меджнун" (1908) по мотивам одноимённой поэмы азербайджанского поэта Физули написана именно в таком стиле. В момент премьерной постановки в Баку автор исполнял в оркестре партию скрипки.
Успех и популярность "Лейли и Меджнун" сам Узеир Гаджибеков впоследствии объяснял тем, что "азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в ней сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет".
За первые сто лет на различных сценах Азербайджана "Лейли и Меджнун" поставлена более 20 тысяч раз. Любовь к ней неизменна и сегодня, когда она исполняется и на родине, и на многочисленных зарубежных подмостках.
"Померяться известностью" с оперой "Лейли и Меджнун" вполне может и последняя из трех оперетт композитора "Аршин мал алан" (1913). Ее действие разворачивается в Шуше, где сам Узеир Гаджибеков провел детские годы и где начал формироваться его художественный вкус и творческие предпочтения. "Аршин мал алан, аршин мал алан!" - этим напевным призывом местный коробейник приманивал городских модниц.
Оперетта по мотивам любовной истории ухаживания купца Аскера за обаятельной Гюльчохрой с успехом ставилась почти в 80 странах мира, переведена на 70 с лишним языков. В Париже премьера состоялась в 1925 году. "Аршин мал алан" и сегодня любят в России, Австрии, США, Китае. В начале 2000-х оперетту на сцене "Щуки" (Высшего театрального училища имени Щукина при Государственном театре имени Вахтангова) поставили ее выпускники - популярные российские актеры.
Экранизировали "Аршин мал алан" тоже неоднократно. И в России, и в США. В советский прокат снятая в 1945 году лента вышла с личного одобрения Сталина. В СССР фильм стал одним из самых любимых зрителями – его посмотрели более 16 миллионов человек. Прибыль картины оказалась фантастической.
Всего Узеир Гаджибеков подарил миру 7 опер и 3 оперетты. Специалисты-музыковеды считают лучшим произведением композитора, "энциклопедией" его стиля, оперу "Кёроглы" (1936). Героический эпос из истории средневекового Азербайджана в 1941 году принес ему престижную Сталинскую премию и стал в какой-то мере личным "оберегом" в то жесткое и непредсказуемое время.
Интересно, что Узеир Гаджибеков создал и все национальные гимны Азербайджана. В 1918-ом, 1930-ом и в 1944-ом. С 1991 года в республике государственным стал самый первый из его гимнов (1918).
Американский журналист и критик Мэтью О’Брайен емко и выпукло очертил гений азербайджанского композитора так: "Гаджибеков сравним с Глинкой. Его важность в роли этно-музыканта сопоставима с Комитасом. Его влияние как учителя сравнимо с вкладом Римского-Корсакова или Танеева. Гаджибеков в роли основоположника азербайджанского музыкального образования сравним с братьями Рубинштейн".
"Узеир Гаджибеков — поющийся композитор, от первой до последней своей ноты. Я тоже часто ловлю себя на том, что пою гаджибековскую музыку. И если я где-нибудь сфальшивлю или что-нибудь пропущу, то меня часто исправляют люди, не имеющие музыкального образования. Каким же мощным талантом нужно обладать, чтоб тебя так хорошо знал и любил твой народ", - Ариф Меликов, выдающийся азербайджанский композитор и педагог.
А вот взгляд на роль композитора вообще самого Узеира Гаджибекова: "Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они ни были, на близком и родном ему музыкальном языке. Для этого от композитора требуется знание в совершенстве этого языка".
Точнее, пожалуй, и не скажешь.