Тупик Военно-Грузинской дороги: взгляд из Грузии
Читать на сайте Вестник КавказаВопрос о то и дело закрывающейся из-за ударов стихии Военно-Грузинской дороге на сегодняшний день достаточно остро стоит перед правительством Грузии, однако как улучшение инфраструктуры самой трассы, так и поиск обходных путей пока не по силам бюджету страны, так что решение этой проблемы стоит начать с изменения бюджетной политики и структуры управления. Об этом рассказали "Вестнику Кавказа" эксперты Петре Мамрадзе и Георгий Нодия.
Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе отметил, что наличие всего одного пути автомобильного сообщения сильно затрудняет торговлю с Россией.
"В свое время проводились тактические работы, работы по укреплению Военно-Грузинской дороги и т. д., но сейчас Грузии со своим бюджетом это трудно поднять. Поэтому я бы приветствовал появление любого нового пути - наряду с тем, который существует сейчас. Военно-Грузинская дорога - старинный маршрут, по нему в Грузию приезжали Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов, но и другие пути должны работать", - заявил он.
Тем не менее, пока альтернативы нет, и грузинское правительство, по словам эксперта, бросило все силы на восстановление разрушенного 23 июня селем
дорожного полотна. "Но ведь, если взять масштаб работ, то понятно, что по всей Грузии еще очень много нужно сделать в этом направлении. И это несопоставимо с возможностями грузинского бюджета", - пояснил руководитель Института стратегии управления.
"В Грузии надо очень многое менять в области бюджета и структуры управления. В бюджетном секторе у нас работает в четыре раза больше человек, чем в частном, и это нельзя оставлять так, как есть, все должно быть в совершенно обратной пропорции. Будем надеяться, что по мере становления страны на ноги, во-первых, бюджет будет позволять проводить такие работы, а во-вторых, будут верно расставляться приоритеты", - отметил Мамрадзе.
Возвращаясь к текущей ситуации, эксперт заявил, что сейчас необходимо собрать специалистов, занимающихся горными дорогами, и составить четкий план действий. "Селевые потоки сходят везде, во всем мире, в самых благоустроенных и богатых странах. Но надо что-то сделать, чтобы это не превращалось в такую катастрофу", - призвал он.
Руководитель Института стратегии управления поведал, что положение с инфраструктурой по всей Грузии сейчас катастрофическое, что и выливается в итоге - при помощи природы - в настоящие катаклизмы. "Положение было нелегким еще в советское время. Сейчас же ситуация только усугубилась. Например, жители селения могут в течение 25 лет выбрасывать все в овраг, устраивая там свалку, а потом этот овраг не пропускает воду, и она затапливает все дома, возможно, даже с жертвами", - поведал эксперт.
"В Тбилиси, в столице Грузии, небольшой дождик вызывает затопление, и люди идут по щиколотку в воде, потому что соответствующие сооружения не справляются. Подводит инфраструктура, которую Михаил Саакашвили выдавал за переделанную и модернизированную. На самом деле, все это было блефом: отчислялись большие деньги, а результатов очень мало. Так что тут придется развернуть широкий фронт работ", - резюмировал Петре Мамрадзе.
Грузинский политолог Георгий Нодия, в свою очередь, отметил, что Военно-Грузинская дорога является хотя и важной, но, к счастью для Грузии, не единственной транспортной артерией.
Он пояснил, что гораздо более болезненно закрытие этой магистрали отразилось на Армении - "поскольку для них особенно важна эта торговля, и у них нет другого пути, а в Грузии больше выбора". "В любом случае, конечно, когда дорога одна и когда она такая нестабильная - это не хорошо", - заявил эксперт.
Нодия обратил внимание, что, несомненно, на сегодня для правительства Грузии очень важно возобновить движение транспорта по Военно-Грузинской дороге. "Сейчас ее восстановление и укрепление будет приоритетом. Но нельзя сказать, что это ключевая задача в области транспортной инфраструктуры. Это одна из важных транспортных артерий, но не единственная", - пояснил он, уточнив, что поиск маршрута, альтернативного Военно-Грузинской дороге, сейчас остро в Грузии не стоит.
Напомним, как сообщал ранее "Вестник Кавказа", 23 июня на Военно-Грузинскую дорогу в Дарьяльском ущелье сошел сильный сель, в результате чего было повреждено дорожное полотно. 30 июня министр регионального развития и дорожной инфраструктуры Грузии Нодар Джавахишвили на заседании правительства заявил, что дорога откроется через две недели, если погода не помешает проведению соответствующих работ.