Тупик Военно-Грузинской дороги: взгляд из Армении
Читать на сайте Вестник КавказаНе желая кардинально решить проблему транспортных связей с Россией через урегулирование нагорно-карабахского конфликта и открытие границ с Азербайджаном, Армения сегодня ищет пути в обход закрытой на долгое время Военно-Грузинской дороги, и эти маршруты стоят ей все дороже.
Как рассказали "Вестнику Кавказа" в Минсельхозе республики, Ереван договорился с Тбилиси об организации дополнительного паромного сообщения Поти - Новороссийск для армянских экспортеров продовольствия в РФ. В распоряжении сельхозтоваропроизводителей из Армении – три парома, вместимостью по 55 машин каждый, при этом стоимость перевозки одного грузовика с грузинского берега Черного моря на российский обойдется в $1000.
У граждан Армении пока подобной альтернативы Военно-Грузинской дороге нет, в связи с чем с российской территории на родину их в настоящее время вывозят спецборты МЧС РФ. По данным Северо-Кавказского регионального центра МЧС, перевозка 147 армянских граждан с закрытого пропускного пункта "Верхний Ларс" будет осуществлена в несколько рейсов.
Директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров, комментируя сложившуюся много лет назад проблему зависимости Армении в контактах с Россией от Военно-Грузинской дороги, заявил, что у республики сегодня есть только два варианта: ждать или пытаться открыть Абхазскую железную дорогу.
"В отсутствии диверсифицированных возможностей использования инфраструктуры, которая наземным путем связывала бы Армению через вторую или третью страну с Россией, пассажиропоток и грузоперевозки не могут быть стабильными. В связи с этим можно либо ждать, пока дорога откроется, либо пытаться строить новый сухопутный путь. Здесь очевиден вариант открытия железнодорожного маршрута Грузия - Абхазия - Россия, который сталкивается с известными всем политическими проблемами. И постоянно из-за этого находится в "спящем" состоянии. Хотя сейчас и само состояние этой железной дороги вызывает существенные вопросы", - отметил он.
Соответственно, заключил Александр Маркаров, Армении остается довольствоваться нестабильным и опасным маршрутом через Военно-Грузинскую дорогу, регулярно подвергающуюся атакам различных природных явлений Кавказских гор.
Напомним, ранее глава парламентской фракции оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" Левон Зурабян признал, что единственным полноценным путем стабилизации российско-армянских транспортных маршрутов является решение проблемы Карабаха. "Если мы хотим коренным образом решить проблему, то, конечно, надо урегулировать отношения с соседями. Если конфликты не урегулируются, довольно трудно придумать какие-то дополнительные транспортные схемы, которые могут радикально решить проблему блокады Армении", - сказал он.
"Вестник Кавказа" в статье "Военно-Грузинская дорога и Карабах: политика против экономики" еще два года назад, до того, как Армения получила исключительные условия по торговле с Россией в рамках Евразийского экономического союза, предупреждал, что нестабильность природных условий на Военно-Грузинской дороге не позволит республике полноценно развивать экономические отношения с северным союзником, указывая на необходимость урегулирования нагорно-карабахского конфликта для открытия азербайджанских границ и транспортной инфраструктуры для армянского бизнеса.
Прошло два года, однако, как отмечалось в той публикации, "политика по-прежнему душит экономику в регионе". В позиции руководящей Арменией "партии войны" во главе с президентом Сержем Саргсяном ничего не изменилось, и республика обречена на простаивание в тупике Военно-Грузинской дороги, пока эта позиция не будет отвергнута.