Мартовские события 1918 года

Читать на сайте Вестник Кавказа

Убийство людей по национальному признаку нельзя оправдать ничем, но еще более страшно, когда в ходе этнических чисток люди гибнут только потому, что они этинически близки к тем, которых убийцы считают виновниками своих бед.

События в 1918 года на территории всего Азербайджана историки называют этническими чистками, говоря о том, что тогдашние погромы были составной частью масштабных планов националистов, стремящихся к максимальному уменьшению численности мусульманского населения во всех азербайджанских регионах. Однако остается не до конца понятным, почему армянские погромы 1915 года в Османской Турции стали основанием для этнических чисток азербайджанцев в 1918 году.
Азербайджанцы, проживавшие в Российской империи (как и другие тюркские народы - узбеки, казахи, туркмены, гагаузы, карачаевцы) имели весьма опосредованное отношение к туркам, проживавшим в Османской империи.
В борьбе за трон "нефтяного королевства" Баку руководитель бакинских большевиков Степан Шаумян (Лалаянц) нашел поддержку радикально настроенных дашнаков и дислоцированных в Баку армянских боевых подразделений, которые были эвакуированы с фронта, где воевали на стороне Антанты за города и села Турции, мечтавших взять реванш.

Привлечение к борьбе за власть национально-демократической партией "Мусават", превратило сражения в погромы мирных азербайджанцев, ничего не имевших против армян, мирно проживавших с ними долгие годы на одной земле. В марте 1918 года азербайджанцев уничтожали только потому, что они этнически принадлежали к семье тюркских народов, хотя имели собственную историю, отличную от истории тюрков-османов.

Именно тогда была заложена идеология враждебной политики армян в отношении азербайджанцев, в основу которой положена резня армян в Османской империи.
Сегодня Армения добивается признания событий в 1915 года геноцидом.

Так, в свободолюбивой Франции, где карикатуры на Христа и пророка Мухаммеда считаются святым правом личности, или правом на свободу слова, в конце 2011 года пытались принять закон, предусматривающий за отрицание геноцида армян наказание в виде штрафа в размере 45 тысяч евро и лишение свободы на год.

Не совсем понятно, как осуждением зла, совершенного в 1915 году на территории Османской Турции, можно объяснить претензии на современные азербайджанские территории, ведь событиями столетней давности в Армении объясняют акции новейшей истории – и ходжалинскую трагедию, и оккупацию Карабаха.

Тем не менее это происходит, и инспирируется, вероятно, теми, кто думает о собственном политическом и экономическом капитале, забывая об интересах собственного народа и его ближайших соседей. Для большей части этих людей Армения историческая родина, но в армянской диаспоре не сильно обеспокоены тем фактом, что такого рода политика приводит к враждебным отношениям с двумя (Турция, Азербайджан) из четырех соседей Армении.

Так или иначе сегодня Армения оказалась в экономическом тупике, а народ вынужден покидать страну. На днях первый президент Армении Левон Тер-Петросян назвал продолжение поиска врагов антиармянской политикой, призвав отказаться от идеи создания "Великой Армении".
Действительно, политика взаимовыгодного сотрудничества с соседями рано или поздно сделает Закавказье процветающей землей.

Как акт осуждения политики вражды, как пример того, к чему может привести чувство мести, а также для раскрытия объективных фактов "Вестник Кавказа" публикует материалы о мартовских событиях 1918 года, подготовленные Чрезвычайной следственной комиссией для расследования фактов насилия, погромов и мародерства в Закавказье с начала Первой мировой войны.

"Вестник Кавказа" представляет исторические документы без изменений, но убедительно просит читателя не воспринимать часто используемое слово "армяне" в обобщающем значении. Речь здесь идет только о людях армянской национальности, ставших участниками тех событий, причем большинство представителей этой национальности сами были заложниками той ситуации.