Потенциал развития ТС не сопоставим с Евросоюзом

Читать на сайте Вестник Кавказа

Как сообщают украинские СМИ, в ходне недавнего разговора президент России Владимир Путин не смог убедить своего Виктора Януковича присоединиться к Таможенному союзу (ТС). Говорят, Янукович был готов взять пауз в отношениях с Евросоюзом, но Путин требовал не только отказаться от Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, но и вступить в ТС до 2015 года.

Между тем, российские эксперты не сомневаются, что евразийская интеграция будет перспективнее европейской. Так, депутат Госдумы Евгений Фёдоров уверен, что "в связи с мировым кризисом надо принимать совместные решения. Главное, что предлагает Таможенный союз, в отличие от других интеграционных механизмов - равенство. ТС - это партнерство равных для равномерного экономического развития. Каждый член ТС может повлиять на любое его решение. Понятно, что потенциал развития ТС союза не сопоставим с Евросоюзом, и это все прекрасно понимают, потому что нет в Европе таких территорий, таких ресурсов. А территория - это логистика, это бизнес, это преимущество. Я уже не говорю про общую культуру и общую историю, потому что она позволяет лучше выстраивать механизмы управления, на равных механизмы управления выстраивать. Это означает, что потенциал ТС позволяет нам вместе планировать уровень жизни намного выше, чем в тех же европейских странах".

Фёдоров признает, что этот потенциал не реализован. "В Таможенном союзе главный вопрос, связанный с инвестициями нужно выставить на передний план. Нужно отладить механизм. Это же не инвестиции из Европы, это (если мы говорим о России), реинвестиции, это деньги, которые сначала вывезли из России, обработали через систему Европейского центрального банка, через европейские банки, и затем вернули в Россию и Украину. Соответственно, вопрос инвестиций - это вопрос дальнейшего развития Таможенного союза и проведения денежной реформы на принципах, как это не парадоксально звучит на принципах Европейского центрального банка. Это низкие внутренние процентные ставки - 1-2, 3-4 процента - но должны сами эти ставки формировать через украинские банки, через российский центральный банк, через банковскую систему России и Украины. Вот откуда должны быть инвестиции. Этот механизм нужно отладить совместно", - считает Фёдоров.

По его мнению, "чем больше в ТС будет партнеров, тем быстрее этот механизм будет отлажен, потому что он работает в Европе, в Америке, в Китае, в Японии. Нужно ли кооперироваться со странами Европы? Конечно, нужно. Но на позициях равных, а значит на позициях сильных, значит, нам нужно усилить позиции формирования ТС, и с этих позиций договариваться с Европой и продолжать сотрудничать с Европой, в том числе используя совместные рынки, в том числе и вступление в ВТО. Вот тот магистральный путь, который позволит за небольшой срок, может быть, 5-10 лет, поднять совместный уровень жизни до стран Центральной Европы и далее совместно с ними договориться о совместном партнерстве, как это исторически, за последние 500 лет, всегда и было".

Заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв испытывает некоторое удовлетворение от того, что вопрос ассоциации с Евросоюзом вышел на первый план на Украине: "Эта пауза жизненно необходима для украинской экономики, для того, чтобы еще раз подумать, взвесить, решить, каким путем должна идти Украина и где она будет иметь больше плюсов для своего дальнейшего развития. Мало кто задумывается о том, что же будет делать Европейский союз с Украиной после того, как будет подписан договор об ассоциации. Как видит в дальнейшем Евросоюз роль Украины в этой европейской семье? Важно понимать видит ли большая часть европейского истеблишмента Украину в качестве члена ЕС, и если да, то какие ресурсы необходимо для того, чтобы привести украинскую экономику и уровень жизни в соответствие с европейскими стандартами, чтобы вступить в европейские экономические и политические структуры?"

Широв считает, что важен вопрос, кто будет платить за это: "Есть ли среди стран, которые наиболее активно продвигают вопрос об ассоциации платежеспособные страны, то есть такие страны, которые могут изыскать десятки миллиардов долларов и инвестировать их сначала для решения текущих проблем украинской экономики в краткой перспективе - то есть год-два - а потому уже приблизить Украину ко всем этим экономическим и жизненным стандартам ЕС? У меня складывается впечатление, что среди стран, которые лидируют в процессе европейской интеграции Украины, таких стран нет. А для тех стран, у которых такие средства есть (Германия, Франция, Италия, Великобритания), вопрос о дальнейшее судьбе Украины совершенно не ясен.. Страна с 50-милионным населением с ВВП 170-180 миллионов долларов, имеющая теснейшие торгово-кооперационные отношения с Россией, как она дальше будет жить? Она будет замещать Польшу на российском рынке? Или наоборот?"

Широву кажется, что результат этой стратегии не ясен, как для Европы, так и для Украины: "Украина не знает, как она будет дальше двигаться в этом ассоциативном членстве в Европейском союзе. Страны Восточной Европы пережили один трансформационный шок и сумели повысить качество производства, осуществить выбраковку неэффективных предприятий, и стабилизировать стандарты и уровень жизни. Украина сейчас оказалась сейчас в ситуации, что если произойдет ухудшение торгово-экономических связей с Россией, а мне кажется, что в случае подписания этого соглашения, оно произойдет, это грозит вторым трансформационным шоком. В 1990-х годах уже сменилась система экономических отношений и сейчас мы вновь стремимся наступить на те же грабли. Это проблема не только Украины, но и России тоже. Сейчас мы можем использовать потенциал промышленный Украины, если мы его не будем использовать, мы будем иметь проблемы. Проблемы будет иметь Украина, проблемы будет иметь Россия".