«Ноль первый» ингушский ас -1

Читать на сайте Вестник Кавказа
…Беда подступила как слезы к глазам
Однажды в полете мотор отказал

И надо бы прыгать не вышел полет
Но рухнет на город пустой самолет
Пройдет не оставив живого следа
И тысячи жизней прервутся тогда

Мелькают кварталы и прыгать нельзя
Дотянем до леса - решили друзья
Подальше от города смерть унесем
Пускай мы погибнем но город спасем

Стрела самолета рванулась с небес
И вздрогнул от взрыва березовый лес
Не скоро поляны травой зарастут
А город подумал ученья идут…

Эти стихи Роберт Рождественский написал под впечатлением от подвига советских летчиков из Группы советских войск в Германии, разбившихся в 1966 году. Через четверть века этот подвиг повторил генерал-майор авиации Суламбек Осканов, который не стал катапультироваться ради спасения собственной жизни, хотя, как потом показало расследование госкомиссии, имел такую возможность. Осканов до последнего пытался вывести самолет из пике и уводил его от жилых домов. 

Суламбек родился в ингушском селе Плиево, учился в ремесленном училище в Грозном, там же ходил в аэроклуб, где прыгал с парашютом. Окончив Качинское высшее военное авиационное училище, Осканов несколько лет проработал там инструктором, а в начале 1970-х учился в Военно-политической академии, считавшейся элитным учебным заведением. «Суламбек был предельно пунктуальным. Никогда не опаздывал и не приходил куда-то раньше времени. Вспоминаю много случаев, когда мы с ним приезжали в гости на несколько минут раньше, тогда он предлагал немного прогуляться и заходить в точно назначенное время. «Точность – вежливость королей», – любил говорить он. Когда мы учились в академии, у Суламбека было несколько блокнотов: в одном он записывал умные мысли, высказывания великих людей. В другом – шутки, анекдоты, забавные истории. В третьем – дни рождения друзей, близких. Для меня всегда были проблемой поздравительные открытки и телеграммы. Суламбек же посылал их десятками, испытывая при этом удовлетворение от исполненного долга», - вспоминает друг Осканова Висин-Гирей Танкиев.

По окончании училища Осканова как лучшего выпускника направляют в истребительно-авиационный полк Группы советских войск в Германии - заместителем командира эскадрильи по политчасти. К тому времени у Суламбек уже был мастером спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. Этого звания удостаиваются только самые подготовленные летчики, демонстрирующие мастерство на парадах и авиашоу – пилоты эскадрильи "Стрижи" или "Витязи".

Из Германии в Москву, в Главный штаб ВВС СССР, Суламбек, или как называли его друзья-летчики «Сергей Сергеич», вернулся уже в звании подполковника. Но чиновничья карьера – служба в штабе и квартира в Москве - его не прельщала. Осканов просит направить его на службу в боевую часть и становится замкомом авиационно-истребительного соединения в Южной группе войск в Венгрии. «Суламбек обладал не только прекрасной памятью, но и хорошо запоминал людей. Однажды познакомившись с кем-либо, он помнил его фамилию и имя. Несколько лет спустя мог сказать, где, когда и при каких обстоятельствах познакомился с этим человеком», - говорит Висин-Гирей Танкиев.

Приезжая ежегодно в отпуск, Осканов всегда встречался с людьми, причем со школьниками говорил как ученик, с тружениками – как рабочий, с интеллигенцией – как политик, и, как говорят, никогда не выставлял напоказ свою приверженность Аллаху, но всегда следовал предписаниям Всевышнего.

Вскоре Осканова переводят в Липецк, где назначают командиром Центра подготовки летного состава и присваивают звание генерал-майора авиации. Он первый вайнах, получивший это звание. Уже в звании генерала Суламбек пишет рапорт с просьбой разрешить ему учебу в Академии генштаба – в это элитное заведение принимали только генералов и полковников, занимавших должности не ниже командира соединения. В академии Осканов осваивает стратегию, тактику и оперативное искусство управления, занимается научной работой и первым среди ингушей пишет диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук по проблематике использования авиации в современных боевых действиях. Эта его диссертация станет учебным пособием для нескольких поколений летчиков.
Продолжение следует