Особенности национальной армянской политики

Читать на сайте Вестник Кавказа
В Армении между внутренней и внешней политикой традиционно существует прочная связь. Особенно она стала проявляться после отказа оппозиционных партий участвовать в февральских президентских выборах. Теперь люди связывают надежды на серьезные перемены в стране исключительно с народным движением, а не с конкретным политиком или партией. При этом игнорировать роль внешних факторов невозможно, ведь все последние события в Армении, включая появление народного движения “Революция приветствия”, общий подъем общества, стали результатом действий внешних сил.

В игре за влияние в Армении принимают участие не только Россия и США, но и Европа, Иран и даже Китай. До поры до времени правящая в республике политическая элита в основном была ориентирована на Запад, поэтому республиканцы, возглавляемые Сержем Саргсяном, перестали устраивать Москву, где задумались над возможностью замены армянской власти на более пророссийские силы – партию “Процветающая Армения”, Армянский национальный конгресс и даже АРФ “Дашнакцутюн”. В результате правящей в Армении верхушке пришлось доказывать Москве, что ее интересы будут неукоснительно соблюдаться. Непонятно, какой ценой этого удалось достичь Еревану, но Москва не только признала право нынешнего руководства на власть, но и отговорила от участия в президентских выборах все три, считавшиеся пророссийскими партии.

Однако прозападная армянская элита от этого пророссийской не стала. Долгие годы главной целью властей Армении остаются деньги, доступ к которым определяется сохранением права безнаказанно грабить собственную страну и народ. Поэтому определяющим для правящей верхушки становится не геополитический вес той или иной державы, не интересы собственной страны, а то, в каком из центров силы на данный момент вручается это право. Если его будут вручать в Москве, верхушка обратится туда, но судя по последним событиям, его вручают в Вашингтоне. Соцопросы свидетельствуют, политическая элита Армении на 80% прозападна, в то время как 80% народа испытывает неприкрытую симпатию к России.

Эта парадоксальная ситуация стала возможна в результате разрыва общества и власти, прогрессирующей поляризации между богатыми и бедными. Имеющая в Армении 102-ю военную базу, колоссальную вовлеченность в армянскую экономику, занимающая первое место по инвестициям в стратегические сферы общественной жизни Россия стала сдавать позиции Западу, действующему в Армении эффективно и технологично. Посредством относительно скромных финансовых вливаний в республику через неправительственный сектор западные технологи умело промывают мозги армянским политикам, общественным деятелям, людям, вовлеченным в общественные организации. В результате этого скромного финансирования западные посольства смогли в последние несколько лет создать ситуацию, когда Россия потеряла свою безальтернативность в глазах армянского общества. По оценкам члена комитета «Карабах», главного советника первого президента Армении по вопросам национальной безопасности Ашота Манучаряна, карт на руках у западных политиков немного, но они блестяще их разыгрывают в ущерб России, держащей «большую дубину», с которой из-за этого приходится считаться. В итоге, российские сферы влияния постепенно сжимаются. Но, по мнению Манучаряна, Москва при желании могла бы отступить от устаревшей политики сотрудничества исключительно с правящими элитами стран СНГ и наладить мосты с быстро формирующимся в Армении народным движением.