Валерий Хомяков: прямые выборы глав Ингушетии и Дагестана в интересах народов республик

Читать на сайте Вестник Кавказа
В Дагестане и Ингушетии, а также ещё девяти субъектах России осенью 2013 года должны пройти выборы глав регионов. Однако, как сообщают СМИ, со ссылкой на источник в администрации президента, прямого голосования в двух северокавказских республиках не будет.

Ранее Государственная дума уже приняла в первом чтении поправки к закону о выборах, согласно которым регионы смогут отказаться от прямых выборов. Причём решение – звать избирателей на участки для голосования или решить вопрос с руководителем иным способом - будет решаться в самом регионе.

Недавно назначенный главой Дагестана Рамазан Абдулатипов до осени будет носить приставку временно исполняющего обязанности президента. А что касается главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, то у него заканчивается срок полномочий, который требует либо переизбрания, либо переназначения.

Комментируя тему для ИАА "Вестник Кавказа", генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков отметил, что надо понимать, что Кавказ - это совсем не некая единая ментальность, единое примерно отношение к власти, единое голосование, мотивация голосования. Поэтому выборные кампании, которые, возможно, пройдут в двух республиках, будут иметь разное наполнение, считает политолог. "Выборы в этих двух республиках, скорее всего, могут состояться, думаю, что это в интересах, прежде всего, народов Ингушетии и Дагестана, чтобы были именно выборы, а не то, что называется назначенчеством", - пояснил Валерий Хомяков.

Что касается выборной ситуации в Ингушетии, то, по словам эксперта, "это будет борьба элит, серьёзнейшая борьба, особенно между теми, кто до сих пор помнит Руслана Аушева, его деяния в Ингушетии, и теми, кто с уважением, почтительностью относится к нынешнему президенту господину Евкурову. Юнус-Бек Евкуров, на мой взгляд, достаточно успешно начинал бороться с коррупцией в своей республике, из-за чего пострадал. Тем не менее, мне кажется, всё-таки здесь федеральному центру лучше доверить народу Ингушетии, чтобы там шла избирательная кампания. Это право, безусловно, республики – выбираться, назначаться".

Перспективы выборов в Дагестане, по мнению Валерия Хомякова, выглядят в ином свете. "Ситуация несколько иная. Она связана с тем, что Дагестан, по сути, многопартийная республика. Я бы в Дагестане просто отменил все многопартийные выборы. Какие партии, когда существуют огромное количество национальностей? Разных национальностей по влиянию, по тому, насколько они представлены в федеральном центре или не представлены, я уж не говорю о республиканской части. Та форма правления, которая была в Дагестане до 2006 года под названием "Государственный совет", на мой взгляд, была более оптимальна для такой многонациональной республики. Потом в силу разных обстоятельств привели законодательство в соответствие, и потом, кстати, начались все эти большие проблемы, связанные и с терроризмом, и с прочими вещами. Второе обстоятельство – Магомед Магомедов, конечно же, слишком долго находился у власти, хотя когда создавался Госсовет, там было чётко прописано, что больше двух сроков представитель одной национальности не должен находиться у власти и должна быть ротация. Эту ротацию Магомедов, к сожалению, "замотал", и это, мне кажется, было его основной ошибкой.

Сейчас пришёл вместо даргинца аварец. Аварцы – самая большая национальность в Дагестане. Одно из первых заявлений Абдулатипова, что "я хочу избираться", мне кажется, говорит о том, что он нащупал примерно ту стратегию, которую он и будет формировать в свой новый политический класс в этой сложнейшей республике", - сказал политолог.

Стратегию Абдулатипова генеральный директор Совета по национальной стратегии сформулировал следующим образом: "Первое – это выборы. У меня нет сомнений, что он победит с хорошим результатом. Второе – как мне кажется, в ходе избирательной кампании по выборам президента республики Дагестан Рамазан Гаджимурадович мог бы заявить о том, что он избирается, но будет предлагать пересмотр конституции с тем, чтобы вернуться к Государственному совету или парламентской форме правления. Чтобы каждая национальность, каждый клан был представлен во власти. Тогда, может быть, те противоречия и та конфликтность, которая существует сейчас, и то, что мы с горечью наблюдаем здесь в Москве – и убийства, и прочие трагические истории – может быть, сошли бы на нет. Конечно, в этих условиях взаимодействия сложнейшего и почтеннейшего дагестанского общества с правоохранительными органами является одним из ключевых звеньев. Если этого взаимодействия, этого взаимопонимания не будет, то очевидно, что могут быть всякие продолжения этих печальных историй, которые мы видим".