«Манат стал средством сбережения не только в стране, но и в регионе»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Итоги 2012 года в сфере экономики Азербайджана в интервью «Вестнику Кавказа» подвел директор Центра экономического и социального развития, доктор экономических наук Вугар Байрамов.

- Всемирный банк довольно низко оценивает уровень охраны инвестиций в Азербайджане. Почему?

- Международный банк по итогам 2012 года подготовил отчет об охране инвестиций в разных странах мира. В этом отчете было уделено внимание и Азербайджану. Но надо обратить внимание на то, что в последние годы наблюдается укрепление позиции республики в этом списке. Начиная с 2008 года в отчетах различных международных организаций Азербайджан оценивается как страна, которая проводит множество реформ. Но несмотря на этот положительный момент в отчетах World Bank Doinq Bizness также отмечается, что есть ряд секторов и сфер, где Азербайджан по некоторым показателям уступает соседним странам. В 2011 году в отчетах World Bank Doinq Bizness Азербайджан занимал 66 место, в 2012 в списке Международного банка по охране бизнеса наша страна оказалась на 67 месте. Но двум направлениям Азербайджан в 2012 году укрепил свои позиции. Одно из этих направлений - сфера выплаты налогов. Так, в налоговой системе переход на онлайн систему платежа повысил рейтинг страны на три позиции, другое направление, где Азербайджан укрепил свои позиции, это решение спорных ситуаций. Но есть некоторые секторы в стране, где имеются проблемы, такие как начало бизнес карьеры. В этом показателе в отчетах Международного банка за 2011 год индекс Азербайджана был равен 17, в 2012 году этот индекс опустился до 18. Другое направление это выдача разрешения на строительство. По этому показателю страна в 2011 году была на 176 месте, в 2012 - на 177 месте. Еще одно направление, где наблюдается ухудшение, регистрация собственности. По этому показателю Азербайджан в 2011 был на 6 месте, а в 2012 году - на 9 месте. Сдача позиции шла и по таким направлениям, как охрана прав инвесторов и охрана инвестиций. В 2011 году Азербайджан по этим направлениям был на 24 месте, а в 2012 году на 25 месте. Ухудшение позиций по охране инвестиций связано непосредственно с некоторыми спорами о собственности. Причинами таких споров является расширение столицы. Был отмечен ряд нарушений прав собственников, выявление проблем по охране собственности граждан Баку.
Если Азербайджан в сфере охраны инвестиций и бизнеса занимает 67 строчку, то Россия 112-ю, а Грузия среди стран бывшего Советского Союза в этом списке оказалась лучшей – она занимает 9 место. Армения на 32 месте, Украина на 132 месте. Практически страны Закавказья в отчете World Bank Doinq Bizness - на хороших позициях, и составляют лучшую тройку среди стран бывшего СССР. 

- Можно ли говорить о снижении уровня коррупции в Азербайджане в 2012 году?

- В 2012 году было проведено несколько мероприятий по борьбе с коррупцией, но резкого уменьшения случаев коррупции не наблюдалось. Эти меры не имели системного характера – в ряде министерств были проведены некоторые изменения в структуре, были арестованы некоторые мелкие чиновники, замешанные в коррупционных операциях. Но в целом 2012 год не запомнился как год борьбы с коррупцией.
Были предприняты конкретные шаги в плане уменьшения коррупции, которые будут претворяться в жизнь в последующие годы. Так, с 2012 года был предпринята система защиты и развития онлайн государства. Был издан указ президента по применению и упрощению электронного государства, специально создана новая структура в этом направлении. Летом 2012 года президент Ильхам Алиев подписал Указ о применении системы декларации доходов, но этот указ вступит в силу с января 2014 года. По другому указу президента было поручено новое введение системы подсчета зарплаты госслужащих. Этот указ тоже вступит в силу с января 2014 года.
Азербайджан в 2012 году в индексе коррупции Международной организации по прозрачности занял 139 место среди 174 стран. Если провести сравнения среди стран СНГ по этому показателю, то мы опережаем Украину, Киргизию, Таджикистан и Туркмению. В этом же рейтинге Грузия на 52 месте, Россия на 133 месте. В индексе коррупции у России 27 балов, у Азербайджана - 28 балов. В этом отчете Армения находится на 105 позиции, Белоруссия на 123 месте. Среди стран СНГ лучший показатель имеет Грузия.
Между тем очевидно, что создание электронного государства в Азербайджане создаст хорошие условия по эффективной борьбе с коррупцией. Ожидается, что после президентских выборов 2013 года будут ужесточены меры борьбы с коррупцией. Практически указы, подписанные в этом году, говорят о том, что с начала 2014 года будут предприняты конкретные комплексные меры по борьбе с коррупцией.

- Центробанк Азербайджана продолжил в прошлом году политику жестко контроля плавания курса национальной валюты к американскому доллару - в рамках которой манат на 1-2% укрепил свои позиции и не превысил планку 0,80 манат за 1 доллар. Чем обусловлено проведение такого курса?

- Центробанк путем административных действий сохранил неизменным курс национальной валюты. Несмотря на это было принято решение об изменении учетной ставки с 5,25% до 5%. Это говорит о том, что планировалось смягчение политики контроля маната к отношению другим денежным единицам. Укрепление маната к отношению доллару посредством административных действий ставит некоторую преграду отечественным производителям и снижает их конкурентоспособность на мировых рынках. Сегодня азербайджанские бизнесмены не всегда могут экспортировать свои товары. Они довольно-таки дорогие - причина этому высокий курс маната к доллару. Контроль национальной валюты путем административных действий затрудняет экспорт местных товаров. Первым делом это относится к товарам ненефтяного сектора. Этот процесс в некоторой степени тормозит развитие ненефтяного сектора Азербайджана. Укрепление маната путем административных действий создает некоторые проблемы в развитии бизнеса, в частности в ненефтяном секторе.
ЦБ каждый год для укрепления курса маната искусственным путем вносит коррективы в денежный оборот страны. В годы глобального кризиса ЦБ Азербайджана, чтобы контролировать курс маната ежемесячно тратил около 200 миллионов долларов. В то время Банк скупал манаты, которые были в обороте, и взамен пускал в денежный оборот доллары. Поэтому укрепление маната путем административных действий является неординарной политикой.
Но здесь надо отметить и положительные моменты. Высокий курс маната делает его наиболее удобной единицей для сбережения денежных средств. Манат стал средством сбережения не только в стране, но и в регионе. Этот фактор создает доверие к национальной валюте. Люди посредством маната могут правильно планировать свои расходы. Но целесообразнее было бы смягчить плавание курса маната, чем укреплять его искусственным путем посредством административных действий.