История бакинской нефтяной промышленности -57
Читать на сайте Вестник КавказаСо времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
АМОК также осуществила ремонт 10 вспомогательных судов, на что было инвестировано 17 млн долларов. Постепенно создавался морской флот АМОК. Первоначально у АМОК было всего 5 судов, 4 из них были арендованы по контракту с «Каспморнефтьфлотом»: «Нефтегаз 62», «Аура», «Яренга», «Тебриз Халил-бейли». Одно из судов – «Малик-1» – было закуплено в США и являлось собственностью АМОК. На нем выполнялись операции по буксировке. Работой руководила всемирно известная компания «BUE MARINE», имеющая большой опыт морских и водолазных работ
Состав экспедиции был смешанным. Первоначально основную часть работы выполняли граждане Азербайджанской Республики, т.к. район был им хорошо известен. К концу 1996 г. в соответствии с графиком постепенно было возведено три резервуара на Сангачальском терминале. Работы там, по свидетельству Терри Адамса, велись в основном за счет азербайджанских подрядчиков. На объединении «Шельфпроектстрой» осуществлялись строительство и модернизация модулей платформы «Чираг-1». На судоремонтном заводе по графику было отремонтировано судно «Азербайджан» и модернизировался трубопрокладчик «И. Гусейнов». Было завершено бурение первой скважины, и «Деде Горгуд» был готов к закладке второй скважины. За два года АМОК инвестировала в проект 600 млн долларов.
Выполняя операционные затраты, АМОК могла надеяться только на нахождение нефти в достаточном количестве, в противном случае, по условиям контракта, эти затраты компаний не возмещались ГНКАР. Поэтому, несмотря на абсолютную гарантию существования запасов нефти в месторождении Азери–Чираг–Гюнешли, вложения АМОК имели определенную долю риска. После возмещения затрат прибыль делилась между участниками. По предполагаемым расчетам прибыль в случае полномасштабной разработки должна была составить 99 млрд долларов в течение 30 лет3. По словам вице>президента АМОК по коммерческим вопросам Арта Макхафи, зарубежные компании привлекает в Азербайджане возможность инвестировать свои капиталы и получать прибыль от использования собственных технологий.
Как отмечал президент АМОК Т. Адамс, правительство Азербайджанской Республики должно было получить 300 млн бонусов за «Контракт века» в три этапа: после вступления контракта в силу в конце 1994 г., после получения ранней нефти и после пуска основного экспортного нефтепровода. Денежные поступления в целом от налогов на прибыль, доли нефти, принадлежащей правительству, доли нефти ГНК АР оцениваются приблизительно в 80 млрд долларов.
Оценка платформы «Чираг-1» проводилась действующей в рамках СТУ группой из Хьюстона. Для проведения детальной оценки платформы и ее применения в программе ранней добычи нефти была выбрана компания «Браунэндрут». В рамках этого СТУ в Хьюстоне работало шесть специалистов из Азербайджана. В июне 1996 г. уже строился городок для ремонтников платформы «Чираг-1». Недалеко от него находился первый склад АМОК. К производственной площадке «Шельфпроектстрой» была пришвартована на переоборудование плавучая буровая установка «Каспморнефть». Здесь же осуществлялся ремонт модулей с платформы «Чираг-1». Эти работы выполняли специалисты подрядной американской фирмы «Санта-Фе» и вместе с ними 50 азербайджанцев.
К концу 1996 г. было запланировано бурение трех оценочных скважин. Наиболее глубоководная часть месторождений Гюнешли достигла глубины 500 м. Для добычи нефти с этой глубины проводилось переоборудование полупогруженной установки, изготовленной более 15 лет назад в Финляндии и первоначально рассчитанной на глубину до 200 м. В ее модернизации принимали участие компания «Санта-Фе» и шотландская фирма «Ричблайт», выполнявшая антикоррозийные работы. При модернизации оборудования буровой установки под началом Рика Шатса работали 177 человек – граждан Азербайджана и 58 иностранцев.
«Чираг-1» конструировалась из различных модулей: буровая установка, компрессор, генератор, противопожарная система и другие агрегаты. Вес модулей составлял от 250 до 400 тонн. Самый большой из них при 8>метровой высоте имел площадь платы более 300 кв. м. Модернизацией модулей платформы «Чираг>1» занималось СП «Макшельф» совместно с азербайджано>американским предприятием «МакДермотт интернешнл» и «Шельфпроектстрой». Они должны были завершить работу до августа 1996 года.
АМОК выполняла операционные работы в тесной связи с руководством ГНКАР. Команда Н. Алиева вместе с командой президента АМОК Т. Адамса определяла стратегию и тактику совместных работ. Для содействия взаимопониманию АМОК и ГНК АР при президенте АМОК была учреждена должность советника от ГНКАР. Советник был наделен исключительно консультативными функциями. Важным аспектом его деятельности было представление интересов азербайджанских компаний и обеспечение их наиболее активного участия в реализации проекта. Капиталовложения с обновленной платформы «Чираг-1» в проекте ранней нефти составляли примерно миллиард долларов. Капитальные вложения в проект по всем трем месторождениям должны были составить 7,5 млрд долларов.
АМОК также осуществила ремонт 10 вспомогательных судов, на что было инвестировано 17 млн долларов. Постепенно создавался морской флот АМОК. Первоначально у АМОК было всего 5 судов, 4 из них были арендованы по контракту с «Каспморнефтьфлотом»: «Нефтегаз 62», «Аура», «Яренга», «Тебриз Халил-бейли». Одно из судов – «Малик-1» – было закуплено в США и являлось собственностью АМОК. На нем выполнялись операции по буксировке. Работой руководила всемирно известная компания «BUE MARINE», имеющая большой опыт морских и водолазных работ
Состав экспедиции был смешанным. Первоначально основную часть работы выполняли граждане Азербайджанской Республики, т.к. район был им хорошо известен. К концу 1996 г. в соответствии с графиком постепенно было возведено три резервуара на Сангачальском терминале. Работы там, по свидетельству Терри Адамса, велись в основном за счет азербайджанских подрядчиков. На объединении «Шельфпроектстрой» осуществлялись строительство и модернизация модулей платформы «Чираг-1». На судоремонтном заводе по графику было отремонтировано судно «Азербайджан» и модернизировался трубопрокладчик «И. Гусейнов». Было завершено бурение первой скважины, и «Деде Горгуд» был готов к закладке второй скважины. За два года АМОК инвестировала в проект 600 млн долларов.
Выполняя операционные затраты, АМОК могла надеяться только на нахождение нефти в достаточном количестве, в противном случае, по условиям контракта, эти затраты компаний не возмещались ГНКАР. Поэтому, несмотря на абсолютную гарантию существования запасов нефти в месторождении Азери–Чираг–Гюнешли, вложения АМОК имели определенную долю риска. После возмещения затрат прибыль делилась между участниками. По предполагаемым расчетам прибыль в случае полномасштабной разработки должна была составить 99 млрд долларов в течение 30 лет3. По словам вице>президента АМОК по коммерческим вопросам Арта Макхафи, зарубежные компании привлекает в Азербайджане возможность инвестировать свои капиталы и получать прибыль от использования собственных технологий.
Как отмечал президент АМОК Т. Адамс, правительство Азербайджанской Республики должно было получить 300 млн бонусов за «Контракт века» в три этапа: после вступления контракта в силу в конце 1994 г., после получения ранней нефти и после пуска основного экспортного нефтепровода. Денежные поступления в целом от налогов на прибыль, доли нефти, принадлежащей правительству, доли нефти ГНК АР оцениваются приблизительно в 80 млрд долларов.
Оценка платформы «Чираг-1» проводилась действующей в рамках СТУ группой из Хьюстона. Для проведения детальной оценки платформы и ее применения в программе ранней добычи нефти была выбрана компания «Браунэндрут». В рамках этого СТУ в Хьюстоне работало шесть специалистов из Азербайджана. В июне 1996 г. уже строился городок для ремонтников платформы «Чираг-1». Недалеко от него находился первый склад АМОК. К производственной площадке «Шельфпроектстрой» была пришвартована на переоборудование плавучая буровая установка «Каспморнефть». Здесь же осуществлялся ремонт модулей с платформы «Чираг-1». Эти работы выполняли специалисты подрядной американской фирмы «Санта-Фе» и вместе с ними 50 азербайджанцев.
К концу 1996 г. было запланировано бурение трех оценочных скважин. Наиболее глубоководная часть месторождений Гюнешли достигла глубины 500 м. Для добычи нефти с этой глубины проводилось переоборудование полупогруженной установки, изготовленной более 15 лет назад в Финляндии и первоначально рассчитанной на глубину до 200 м. В ее модернизации принимали участие компания «Санта-Фе» и шотландская фирма «Ричблайт», выполнявшая антикоррозийные работы. При модернизации оборудования буровой установки под началом Рика Шатса работали 177 человек – граждан Азербайджана и 58 иностранцев.
«Чираг-1» конструировалась из различных модулей: буровая установка, компрессор, генератор, противопожарная система и другие агрегаты. Вес модулей составлял от 250 до 400 тонн. Самый большой из них при 8>метровой высоте имел площадь платы более 300 кв. м. Модернизацией модулей платформы «Чираг>1» занималось СП «Макшельф» совместно с азербайджано>американским предприятием «МакДермотт интернешнл» и «Шельфпроектстрой». Они должны были завершить работу до августа 1996 года.
АМОК выполняла операционные работы в тесной связи с руководством ГНКАР. Команда Н. Алиева вместе с командой президента АМОК Т. Адамса определяла стратегию и тактику совместных работ. Для содействия взаимопониманию АМОК и ГНК АР при президенте АМОК была учреждена должность советника от ГНКАР. Советник был наделен исключительно консультативными функциями. Важным аспектом его деятельности было представление интересов азербайджанских компаний и обеспечение их наиболее активного участия в реализации проекта. Капиталовложения с обновленной платформы «Чираг-1» в проекте ранней нефти составляли примерно миллиард долларов. Капитальные вложения в проект по всем трем месторождениям должны были составить 7,5 млрд долларов.