Почему при высоких ценах на нефть не растет экономика

Читать на сайте Вестник Кавказа
2011 год стал не самым успешным для российской экономики. Подводя предварительные итоги года, специалисты из научного Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объяснили феномен слабого экономического роста на фоне высоких цен на энергоносители.

Как заявил руководитель макроэкономического направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов, крайне низкие темпы роста российской экономики – максимум 4,5% - в условиях высоких цен на нефть на мировом рынке удивляют многих экспертов. Следует напомнить, что ранее Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф называл цифру 5,5% как минимально необходимую для поддержания всех необходимых социальных бюджетных проектов (до кризиса темпы роста российской экономики составляли 7-8%). Объяснение этого удивительного феномена кроется в существенном снижении динамики роста экспорта, а также в некотором сокращении инвестиционной активности (хотя с уверенностью о последнем факторе можно будет судить только после подведения итогов четвертого квартала).

Для нормального развития российской экономике необходимо увеличить темп своего роста как минимум на 1%, и именно эта проблема станет ключевой в экономической повестке дня на ближайшие 6 лет. В качестве возможной позитивной тенденции на ближайшее будущее Белоусов отметил снижение роста импорта относительно внутреннего спроса. По прогнозам, наиболее благоприятно ситуация складывается с инвестициями в основной капитал, хотя в этом году в этой сфере были серьезные проблемы. «Можно ожидать оживления инвестиционного процесса просто в силу того, что до сих пор инвестициям мешала политическая неопределенность и высокие внешние риски, что вызвало серьезный отток капитала, но в 2012 году этот уровень рисков снизится», - объяснил эксперт. Тем более, массово частных инвесторов «инвестиционный бум» пока не затронул, за исключением сектора строительства жилья.

Налицо также существенное замедление динамики частных доходов. Это вызвано, с одной стороны, соотношением показателей заработной платы и производительности труда: динамика этих показателей сблизилась, и если до кризиса динамика заработной платы (10%) существенно превосходила динамику производительности труда (5%), то в этом году показатели снизились и практически уравнялись во всех основных отраслях. С другой стороны, в последние годы (особенно в кризисные) происходил существенный рост пенсий – второго по значимости (после зарплаты) компонента показателя реальных доходов населения. Однако в ближайшее время в связи с ростом доли населения пенсионного возраста бюджет объективно не сможет обеспечить рост реальных пенсий больше, чем на 4%. «В рамках этой модели пенсионеры остаются у нас сравнительно малообеспеченной категорией населения, в то время как инфляция у нас носит почти всегда антисоциальный характер – хотя этот год стал исключением. Однако обычно рост цен для бедных – то есть рост цен на продукты первой необходимости и тарифы ЖКХ - у нас всегда выше», - отметил Белоусов.

В этом году складывается парадоксальная ситуация: прирост зарплаты в среднем оценивается в 4% в то время как общий прирост реальных доходов населения составил всего 1%, а прирост спроса – 5%. Такой разрыв свидетельствует не только о том, что статистика реальных доходов крайне неточно отражает реальную картину, но и о том, что в течение этого года норма сбережений у населения была крайне низкой (это связано с крайне низкими процентными ставками, которые банки смогли предложить в этом году). Также сохранился высокий уровень потребления кредитов населением. Однако, как отметил Белоусов, скорее всего в будущем динамика кредитования начнет замедляться, а это значит, что нового «потребительского бума» в ближайшее будущее не предвидится. Рост будет иметь скорее инвестиционный характер.

Уровень безработицы в России уверенно снижается, и количество зарегистрированных на биржах труда безработных сократилось практически до докризисного уровня. Таким образом, ситуация с безработицей в стране неожиданно быстро разрядилось, однако этот успех российской социально сферы связан во многом со снижением трудовых ресурсов. В текущем году началось неожиданное замедление динамики импорта – что удивительно в условиях укрепления рубля. По мнению Белоусова, в отношении потребительского импорта мы выходим на качественно новую ситуацию с гораздо более низкой динамикой. Что касается динамики экспорта в его реальном выражении, то ее рост существенно замедлился. Он так и не достиг докризисных показателей.