Рош ха-Шана 2024: когда и как встречают веселый еврейский новый год?
Читать на сайте Вестник КавказаИудейский мир готовится отмечать один из важнейших праздников – Рош ха-Шана. Зачастую Рош ха-Шана называют еврейским новым годом, но это не совсем так – формальная смена лет не имеет здесь основополагающего значения, гораздо важнее многообразный символический подтекст. С одной стороны, Рош ха-Шана – это время празднования и радости воссоединения с Всевышним, а с другой – подведения итогов, осмысления неверных решений и исправления ошибок.
Когда начнется Рош ха-Шана в 2024 году?
Праздник Рош ха-Шана отмечается в месяц тишрей. Это седьмой месяц еврейского календаря. Считается, что именно в месяц тишрей Бог сотворил мир. Поэтому Рош ха-Шана начинаются праздновать 1 тишрея.
Так как еврейский календарь лунно-солнечный, в отличие от григорианского солнечного, то даты еврейских праздников каждый год сдвигаются относительно гражданского календаря. В 2024 году 1 тишрея выпадает на 3 октября, а так как день в еврейском календаре начинается с момента захода солнца, то празднование Рош ха-Шана 2024 начнется вечером в среду 2 октября. Завершится еврейский новый год вечером 4 октября.
Согласно еврейскому летоисчислению, в день Рош ха-Шана закончится 5784-й и наступит 5785 год.
Рош ха-Шана – что это за праздник?
Согласно традиции, Рош ха-Шана – голова года – приходится на шестой и последний день творения мира, когда был создан первый человек.
В этот же день Адам согрешил, раскаялся и был прощен Всевышним. И, как первый человек был прощен в день первого тишрея, так и его потомки, каждый год, вставая перед судом Всевышнего, получают возможность стереть свои прегрешения и начать все сначала.
При этом цель божественного суда – не наказать, а дать возможность исправиться, уточнить путь совершенствования человека. В таком контексте изгнание Адама и Евы из рая было не наказанием, а созданием новых условий для исправления.
Этот сюжет повторяется в истории про золотого тельца. Именно в Рош ха-Шана евреи, не дождавшись возвращения Моисея, сотворили себе идола. И в этот же день они раскаялись в содеянном. За этим последовало десять «дней трепета», и только в Йом Кипур от Всевышнего было даровано прощение.
С Рош ха-Шана связаны и многие другие события ветхозаветной истории. Это в том числе и завершение Всемирного потопа, и чудесное спасение Исаака, которого отец его Авраам был готов принести в жертву.
Традиции праздника
В дни празднования Рош ха-Шана принято проводить время с семьей и близкими в размышлениях над своими праведными и греховными поступками. Соответственно, любая работа, кроме внутренней работы по самосовершенствованию, запрещена.
В Талмуде говорится о том, что в Рош ха-Шана Всевышний открывает три Книги – праведников, грешников и среднюю книгу, в которую вписаны имена большинства.
- Праведников Творец сразу записывает в Книгу жизни, заверяя решение печатью.
- Грешникам выносится смертный приговор, который также опечатывается.
- «Обычные люди» десять дней находятся в подвешенном состоянии до Йом-Кипура. За это время они должны доказать, что достойны жизни в новом году.
Облегчить участь грешника в судный день могут предшествующие тшува (раскаяние), тфила (молитва) и цдака (благотворительность).
Перед наступлением Рош ха-Шана в синагогах начинается чтение молитв и литургических поэм, просящих о «божественном прощении» – слихот. Главный смысл чтения слихот – помочь человеку разобраться в себе, проследить истинный смысл происхождения ошибок и раскаяться в грехах, чтобы прийти к Рош ха-Шана с наименьшим грузом грехов.
В месяц элуль, предшествующий Рош ха-Шана раввины рекомендуют учить книгу «Как вернуть утерянное», автор которой – великий мудрец Торы и человек большой святости рабейну Йона – также повествует о необходимости раскаяния.
При этом непосредственно в дни Рош ха-Шана не просят о прощении грехов, не исповедаются, так как это время полного единения человека со Всевышним.
Также перед праздником принято посвящать время благотворительности. При этом желательно умножить привычный размер пожертвований в три раза. Похвальным считается дарить нуждающимся продукты для праздничной трапезы.
Утром перед праздником в синагогах проводится церемония освобождения от обетов «Атарат недарим», предполагающая прощение за невыполненные обязательства.
Главная заповедь Рош ха-Шана – трубление в шофар (традиционный бараний рог). Традиционно в синагогах в течение утренней молитвы Шахарит трубят сто раз.
В Торе упоминается два вида трубления.
- «Тки’а гдола», или «большое трубление», звуки которого напоминают о том, что Рош ха-Шана – время коронации Всевышнего. Это день, когда было завешено сотворение мира, венцом которого стал человек. Именно он должен был короновать Всевышнего своим царем.
- Короткие звуки шофара символизируют мольбу человека о прощении и плач раскаяния.
у шофара есть и другие толкования. Так, призывное трубление зовет верующих на Божий суд. Кроме того, шофар – это рог барашка, что напоминает верующим об агнце, принесенном в жертву Авраамом вместо Исаака, и призывает быть готовыми к самопожертвованию. Кроме того, звуки шофара мешают сатане на небесах назвать Богу все человеческие грехи, и он лишается возможности огласить обвинительный список.
После возвращения из синагоги наступает время зажжения свечей и трапезы. Церемония зажжения праздничных свечей проходит непосредственно перед началом трапезы, однако если первый день Рош а-Шана приходится на субботу, то свечи следует зажечь до наступления праздничного дня. Во второй день празднования свечи зажигают после выхода звезд. Зажжение свечей предваряют слова благословения.
Еще один интересный обряд на Рош ха-Шана носит название ташлих. Для его проведения верующие приходят к водоемам. Там они произносят молитвы и выбрасывают в воду крошки из карманов, которые символизируют грехи прошлого года. Таким образом они скармливают свои проступки рыбам, избавляясь от них в преддверии нового года.
Что едят в Рош ха-Шана?
Рош ха-Шана – это не только день суда, но и праздник, скрепляющий союз человека и Всевышнего. Праздничный стол на Рош ха-Шана изобилует различными яствами, каждое из которых несет глубокий символический смысл.
Так, в книге пророка Нехемии говорится о том, что в этот праздник нужно «есть жирное» и «пить сладкое». То есть на столе обязательно присутствует мясо, например, голова барашка, напоминающая жертву Авраама, когда он был готов по требованию Всевышнего принести в жертву сына. Однако Творец, испытав его покорность и веру, повелел принести в жертву барашка.
Также на стол обязательно ставится символ удачного года – круглый сдобный хлеб – хала, сама форма которого напоминает о цикличности. Кроме того, на праздничном столе можно увидеть множество блюд-благословений, например:
- рыбьи головы, «чтобы быть головой, а не хвостом»,
- кружки моркови, символизирующие монеты, для привлечения благосостояния,
- плоды граната. Считается, что этот плод имеет ровно 613 зернышек по числу заповедей в иудаизме,
- и, конечно, яблоки и сладкий мед.
В этот день запрещено есть орехи, так как слово «орех» на иврите ассоциируется с грехом, а также любую горькую пищу, чтобы новый год не омрачали горькие события. Под запретом и любые кислые блюда.
Пожелания
С начала месяца элуля (предшествует тишрею, на который приходится Рош ха-Шана) до кануна Йом-Кипура принято желать «доброй записи в Книгу жизни и утверждения ее печатью», а также «доброго и сладкого года».