Саудовская Аравия и Иран переворачивают страницу вражды
Читать на сайте Вестник КавказаОфициальные лица Саудовской Аравии и Ирана ведут прямые переговоры о восстановлении отношений, пишет газета Financial Times со ссылкой на источники. По словам собеседников издания, первый раунд переговоров состоялся еще 9 апреля в Багдаде, стороны затрагивали вопрос о систематических атаках территории королевства членами мятежного движения "Ансар Аллах" (хуситами), переговоры носили положительный характер.
По данным газеты, переговорному процессу способствует, в частности, премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми, который в марте провел беседу с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом. Правительства Ирака и Ирана отказались комментировать данную информацию.
Однако что побуждает давних соперников договариваться другом с другом? По словам приглашенного преподавателя департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Мурада Садыгзаде, сейчас обе страны заинтересованы в том, чтобы гарантировать стабильность своего развития, а для этого необходимо иметь нормальные отношения с соседями.
"Геополитическая ситуация в мире, особенно после начала текущего противостояния России с западным блоком, достаточно сложная. Региональным государствам, как Иран и Саудовская Аравия, необходимо выработать более устойчивую политику в регионе, чтобы каждое из них могло заниматься своими делами и противостоять надвигающемуся глобальному экономическому кризису. А ведь и Саудовская Аравия, и Иран подвержены влиянию ситуации в мировой экономике", - прежде всего сказал он.
"Большая часть доходов бюджета Саудовской Аравии поступает от экспорта углеводородов, но в случае кризиса спрос на нефть и газ упадет, следовательно, упадут и цены. Между тем Эр-Рияду требуется финансировать различные социальные расходы и проекты в рамках "Видения 2030". С другой стороны, в Иране регулярно происходят протесты в связи с проблемами продовольственной безопасности в стране и высокой инфляцией. То есть у каждой страны есть проблемы, с которыми их власти должны справляться. В такой ситуации интерес Тегерана и Эр-Рияда к нормализации отношений совершенно естественный", - подчеркнул Мурад Садыгзаде.
"Основными линиями противостояния на Ближнем Востоке сегодня являются Израиль-Иран и Иран-Саудовская Аравия. Если с Израилем договориться Ирану практически невозможно, то с Саудовской Аравией противоречий меньше. Иран не видит в Саудовской Аравии какую-то угрозу для своего существования, более того, между ними есть некоторая симметрия, которая снимает их разногласия. Дело в том, что каждое из этих государств стремится быть лидером исламского мира, но ни то, ни другое не может этого добиться. Иран максимум сможет стать лидером шиитов на Ближнем Востоке, а Саудовская Аравия, наоборот, делает упор на суннитов, то есть весь исламский мир никто из них не охватит. Тут между ними нет противоречия", - обратил внимание востоковед.
"Конечно, между Саудовской Аравией и Ираном долгое время было региональное соперничество, особенно после "Арабской весны". В той же Сирии они занимали противоположные стороны, и по египетскому вопросу у них были большие разночтения. И все-таки сейчас, когда оба государства нуждаются в стабильности и после пандемии, сильно ударившей по экономическому состоянию всего региона, в процессе противостояния России и Запада, они предпочитают аккумулировать свои ресурсы для внутренних дел, а во внешней политике сворачивать конфронтацию и наращивать сотрудничество", - заключил Мурад Садыгзаде.
При этом число вопросов, по которым Ирану и Саудовской Аравии нужно договориться, довольно велико. "С одной стороны, Иран хотел бы, чтобы саудовцы не поддерживали, тем более не финансировали волнения в нестабильных арабонаселенных регионах. С другой стороны, Саудовской Аравии нужно снижение активности хуситского движения "Ансар Аллах" на территории Йемена, которые неоднократно запускали ракеты и беспилотники на саудовский объекты стратегического назначения, в частности, НПЗ. Есть определенные столкновения интересов этих стран в Ираке, где иранцы поддерживают шиитские политические группировки, а саудовцы – суннитов. Есть явное противостояние в Ливане, где официального премьер-министра, суннита, поддерживает Саудовская Аравия, а военизированное движение "Хезболла" поддерживает Ираном. Остаются противоречия есть в Сирии. Эти моменты нужно урегулировать в первую очередь", - сказал он.
"По сути, разногласия Эр-Рияда и Тегерана сводятся к политической борьбе государств за лидерство на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия считает, что Иран экспортирует свою модель и создает свои прокси по всему арабскому миру, чтобы стать гегемоном, в то же время Иран видит, как гегемоном стремится стать Саудовская Аравия, всюду отстаивая свои интересы. В экономике этим странам нечего делить и не за что конкурировать. Поэтому сейчас, когда обеим нужна передышка, они вполне могут отложить в сторону вопросы борьбы за региональное господство, которая сама по себе бесплодна из-за равенства сил, и договориться о разграничении сферы интересов", - резюмировал востоковед.