Шуша: туристический центр на месте руин
Читать на сайте Вестник КавказаВо время войны между Азербайджаном и Арменией Шуша была стратегически важным пунктом, теперь же в Баку намерены превратить легендарный город-крепость в туристический центр, пишет Foreign Policy. Располагающийся над долиной, покрытой густым сосновым лесом, скалистый обрыв у города Шуша, испещрен следами тысяч пуль - именно здесь Азербайджан одержала победу в своей Отечественной войне в ноябре прошлого года.
На вершине холма состоялось одно из последних и самых кровопролитных сражений 44-дневной войны. Улицы города до сих пор усеяны разбитыми стеклами и обломками разрушенных домов. Но уже спустя почти год после окончания войны, Азербайджан работает над превращением Шуши в туристический центр. Прилегающая территория очищена от боеприпасов, а транспортное сообщение с Азербайджаном налаживается с головокружительной скоростью.
На этой неделе состоялось официальное открытие первого в регионе аэропорта в Физулинском районе, а за последние 10 месяцев была построена "Дорога Победы" из Физули в Шушу. Отремонтированы две гостиницы, начались работы на новой железнодорожной линии.
Шуша считается сердцем Карабаха. Представляющий собой природную крепость, окруженную отвесными скалами, город имеет стратегическое значение: Шуша с видом на столицу региона Ханкенди, всегда считалась ключом к Карабаху. Падение города во время прошлогодней войны позволило азербайджанским войскам подойти к Ханкенди; и Армения практически сразу согласилась на мирные условия. Но это больше, чем крепость. С момента основания правителем Карабахского ханства в XVIII веке Шуша была родиной поэтов и музыкантов обеих национальностей. В мае Азербайджан объявил Шушу культурной столицей страны.
Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - признанных на международном уровне частью Азербайджана - находились под армянской оккупацией со времен первой карабахской войны в начале 1990-х годов. Теперь Азербайджан работает над реинтеграцией возвращенных районов, подключив их к своей электросетевой и транспортной инфраструктуре.
По словам директора независимой аналитической организации Центр региональных исследований Ричарда Гирагосяна, Армении пришлось смириться с тем, что город потерян: "Для правительства Армении суровая послевоенная реальность требует болезненного, но четкого признания потерь, в том числе и Шуши. Как и в случае с принятием достигнутого при содействии Россией прекращения огня, положившего конец войне, у Армении нет альтернативы".
Часть освобожденных Азербайджаном территорий стоит в руинах, здесь видны фундаменты сгоревших домом, которые армянские националисты подожгли во время бегства в прошлом году. Застройке препятствует и наличие наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов.
Первые перемещенные лица смогут начать возвращение в уже следующем году. Переселение жителей в Шушу может занять немного больше времени. Специальный представитель президента в Шушинском районе Айдын Керимов рассказал, что на подготовку домов к возвращению жителей может уйти полтора года, но ожидается, что туристы начнут прибывать уже в следующем году. "Наш текущий план - возобновить непрерывную подачу электроэнергии, но мы также думаем о развитии с точки зрения предоставления возможностей для жителей Шуши. Мы сделали ставку на открытие школы и больницы", - сказал он, выразив надежду, что развитие туризма станет двигателем развития экономики региона. "Когда вы принимаете туристов, вам необходим обслуживающий персонал. Значит, у жителей будет много возможностей для работы", - добавил Керимов.
Изменения в Шуше наиболее ярко проявляются в судьбе Собора Святого Христа Всеспасителя. Во время войны снаряды частично повредили крышу собора. В Баку намерены восстановить храм, используя опись, проведенную в советские годы.
32-летний Эршам очень хочет посадить в Шуше дерево в память об отце, который умер в тот день, когда армянские войска захватили город в 1992 году. Остальные члены семьи бежали, жили в Баку, не имея возможности вернуться на родину. "Баку хороший город, но для меня нет ничего важнее Шуши, - сказал Эршам. - Мы ждали долгие годы, чтобы вернуться. Это не просто наш разрушенный дом - это наше детство и наши воспоминания".