Война на Донбассе неизбежна?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Ситуация на Донбассе эскалирует с каждым днем. Украина уже подогнала танки и впервые за три года ведет обстрелы из систем залпового огня. Почему умерла дипломатия и чем может закончиться новая война для Киева, разбирался аналитик "Вестника Кавказа" Камран Гасанов.

В последние месяцы обстановка на линии соприкосновения огня в Донбассе крайне нестабильная. Регулярные нарушения перемирия дали основание ряду экспертов предположить, что новая война в регионе восточной Украины неизбежна. В СМИ постоянно мелькают новости о том, что Украина вдохновилась опытом Азербайджана и с помощью турецких беспилотников вот-вот начнет штурм Донецка и Луганска. Здравая логика и сопоставление потенциалов украинской и потенциально способной вступить в боевые действия российской армий говорят о том, что новой крупной войны явно не будет. При этом доля правды в словах пессимистов все же есть. Слишком много признаков указывает на появление бога войны Ареса.

Со второй половины декабря участились обмены ударами между Украиной и Донбассом. Все чаще гибнут военные и гражданские лица. Впервые с мая 2018 года Украина применила системы залпового огня и впервые с июля использовала 122-миллиметровую артиллерию. По данным ОБСЕ, с начала этого года перемирие нарушалось более 900 раз. Следует особо подчеркнуть, что все это происходит после объявления в июле бессрочного перемирия между ЛДНР и Украиной. Киев настроен крайне серьезно. В соцсетях появилось множество видео о том, как к линии фронта двигаются составы с танками и бронетехникой.

На войну указывает и постепенная смерть переговорного процесса. Глава администрации президента Украины Владимира Зеленского Андрей Ермак прямо говорит, что минские договоренности выполнять практически невозможно. К слову, переговоров в нормандском формате с участием лидеров Украины, России, Франции и Германии не было с декабря 2019 года. Для сравнения вспомните, сколько раз встречались президенты РФ и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, чтобы не допускать эскалацию в сирийском Идлибе. На Донбассе такой оперативности нет не только из-за жесткой позиции Киева, не готового на компромиссы и переговоры с Москвой, но и из-за резкого ухудшения отношений России и Евросоюза после заключения под стражу Алексея Навального. Едва ли Путину было бы уместно пожимать руку канцлеру ФРГ или французскому президенту в момент, когда они штампуют новые санкции против России и российского силового блока, включая главу ФСБ, СК и Росгвардии.

Об эскалации на Донбассе говорит также риторика войны. Посмотрите хотя бы на последнее заявление представителя Украины по переговорам Леонида Кравчука. "Если Россия будет настаивать на том, что она не сторона конфликта, и будет блокировать переговоры, то можно будет говорить, что ситуация в тупике и ее можно вывести из этого только радикальными шагами", — сказал он.

Если на радикальные меры намекает дипломат, то что говорить о главах силовых ведомств и руководителе подогнанного на Донбасс "Правого сектора" (запрещенная в России террористическая организация). В другом заявлении бывший президент Украины Кравчук снова поставил под вопрос дипломатию, пригрозив подключением к переговорам США. О неизбежном обострении на Донбассе недавно сказал и спикер украинской делегации на Минских переговорах Алексей Арестович. По его оценкам, эскалация может случиться уже этим летом: "Я считаю, что обострение не просто возможно, а практически неизбежно. Кремль не оставит попыток продавить нас силой. Я не берусь назвать точную дату, хотя есть признаки, что может быть этой весной, ближе к лету",

В сухом остатке мы имеем три признака, указывающие на скорую войну: 1) участившиеся артобстрелы и скопление боевой техники, 2) провал переговорного процесса и 3) риторика войны в Киеве.. Украина, действительно, готовится к боевым действиям. Будут ли они масштабными? Скорее всего, нет.

Несмотря на жесткий тон правительства, МИД и Генштаба Украины, по опыту 2014-го года (пример: "котел в Дебальцево") они понимают, что одержать решительного превосходства ВСУ не удастся. На это можно возразить тем, что с тех пор армия Украины серьезно модернизировалась и укрепилась, а также получила летальное оружие из США и турецкие беспилотники. Сейчас шансы на победу должны быть выше. Может быть, это и так, но мы же понимаем, что Россия вряд ли будет спокойно наблюдать за тем, как каратели начнут вырезать местное население. Пару лет назад Путин уже предупреждал, что нападение на ДНР и ЛНР "будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности".

Так что, рассуждая в терминах реальной политики, можно предположить, что на Донбассе карабахского сценария не будет. Россия – это ядерная держава, у которой есть противоядие и от "байрактаров", и от "стингеров" и любого другого оружия Украины. Если состоится крупная эскалация, то она будет больше похожа не на Вторую Карабахскую войну, а на конфликт в Южной Осетии. Кстати говоря, до августа 2008 года Москва эти республики не признавала независимыми, пока Михаил Саакашвилли не напал на российских миротворцев и город Цхинвал. После Пятидневной войны обратной дороги уже не было.

Будем надеяться, что у Зеленского хватит благоразумия и силы воли не быть пешкой в руках у ястребов из Генштаба и их вашингтонских приспешников. В противном случае Украина может навсегда потерять Донбасс.