У карабахских сепаратистов не осталось промышленных перспектив
Читать на сайте Вестник КавказаКонфликт вокруг Нагорного Карабаха, продолжавшийся почти три десятилетия, нанес ему огромный урон, однако сегодня Азербайджан вполне способен обеспечить устойчивое развитие региона с учетом того, что в экономической географии Карабах исторически составлял единое пространство с другими регионами страны. (См. также "У карабахских сепаратистов не осталось финансовых перспектив").
Эксперты Центра анализа экономических реформ и коммуникации сравнили обустройство, социальное благосостояние и экономические возможности в азербайджанском селе Джоджуг Марджанлы, которое было освобождено от армянской оккупации в 2016 году, с аналогичными населенными пунктами на территории, находившейся под оккупацией до осени 2020 года; и заметили существенную разницу. К основным факторам, определяющим бесперспективность развития промышленных отраслей в горной части Карабаха, эксперты Центра отнесли отсутствие сырьевых и экспортных рынков, нехватку инвестиций, ограниченные транспортно-логистические возможности.
Согласно статистическим данным фейкового режима в Нагорном Карабахе за 2019 год, к секторам с наибольшей долей во внутреннем валовом продукте относились горнодобывающая промышленность, гидроэнергетика, сельское хозяйство, производство алкоголя (особенно тутового спирта, производимого Artsakh Brandy Company).
В 2019 году доля горнодобывающей промышленности в ВВП фейкового режима составляла 13,7%. За двадцать лет правительство Армении привлекло около двух десятков иностранных компаний, инвестировавших в горнорудную, строительную, деревообрабатывающую промышленность, телекоммуникации. За последние десять лет компании из Великобритании, Франции, Ирана, США, России, Швейцарии, Германии, Голландии и других стран вложили 470 миллионов долларов в оккупированные территории. Наибольшему разграблению подверглись золоторудные месторождения в Кельбаджаре, Агдере и Зангилане. Запасы находящегося в Зангиланском районе разграбленного золоторудного месторождения Вежнали составляли около 6,5 тонны.
Компания Base Metals, ("дочка" австралийской İnternational Base Metals Limited, созданная армянским бизнесменом) с 2002 года эксплуатировала месторождения золота и меди в селе Гызылбулаг (Дрмбон) Агдеринского района. Ежемесячно с месторождения добывались 12 тысяч тонн руды, которая перерабатывалась на комбинате. Концентрат вывозился в Армению, а после вторичной переработки медь с содержанием золота поставлялась на европейский рынок. Сегодня Base Metals, в свое время утвердившаяся в первых рядах налогоплательщиков фейкового режима, также успевшая инвестировать 250 млн дол. в медно-молибденовое месторождение Кашен, уже не функционирует.
Одновременно прекратила свою незаконную деятельность компания GeoMiningPro Gold, занимавшаяся разработкой золотого месторождения в Кельбаджаре и подвергавшая регион экологическому террору.
Добычей полезных ископаемых на оккупированных территориях занимались также компании Maneks Valeks и Armenian Copper Proqramme, которая отправляла ворованную медь на европейские плавильные заводы; фирма GF и кубинская компания, которые инвестировали 20 млн дол. в производство сувениров с использованием драгоценных камней из Карабаха.
Наряду с месторождениями разграблению подверглись и леса на оккупированных землях. В 1988 году лесной фонд здесь составлял 228 тыс. гектаров, а в 2020 году - всего 174 тыс. гектаров. С уничтожением лесов связаны и мрачные послевоенные эпизоды, когда сторонники оккупации, покидая освобожденные Азербайджаном территории, поджигали не только дома, но и леса. Это было по сути сознательное разрушение уникальной экосистемы, созданной густыми лесами, состоящими в основном из ценных и многолетних дубов, можжевельников, буков, грабов, сосен, ясеней и орехов. Бушевали и пожары, вызванные применением фосфорных бомб.
Еще одним источником обогащения сепаратистских властей "НКР" была целебная вода из источников Юхары и Ашагы Истису, Багырсак в Кельбаджарском районе, Илыгсу и Минкенд в Лачинском районе, Туршсу в Шушинском районе, Сырлан. Ее разливали в бутылки и вывозили на мировой рынок под армянскими брендами. В годы оккупации розлив минеральной воды также находился в зависимости от внешней поддержки, однако после освобождения Азербайджаном своих территорий незаконная торговля была прекращена.
Не смогут продолжить деятельность и производители вина Mike-Hadrut и Kataro. Stepanakert Brandy Company и Artsax Brandy Company, числившиеся среди крупных налогоплательщиков фейкового режима в Нагорном Карабахе, - они потеряли земли, на которых располагалось более 50% виноградников.
Словом, ни одно из предприятий, расположенных на горной территории Карабаха, не имеет перспектив развития без интеграции в экономику Азербайджана. Поставки сырья на предприятия, рынки сбыта и привлечение инвестиций возможно лишь в рамках единого экономического пространства Азербайджана.
Продолжение следует