К 75-ой годовщине атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
Читать на сайте Вестник КавказаВ январе 2020 года стрелки часов Судного дня были передвинуты еще ближе к полуночи. Никогда раньше они не находились так близко к отметке, символизирующей наступление глобальной катастрофы. Произошло это в год, когда мир отмечает 75-летие победы над гитлеровской Германией и милитаристской Японией, победы сил добра над силами зла, скорбя по многомиллионным жертвам самой страшной в истории человечества войны.
И вновь невольно задаешься вопросом: способен ли человек XXI века усваивать уроки истории или он также, как и в прошлые эпохи, обречен повторять ошибки своих предшественников? К великому сожалению, масштабы манипуляции сознанием людей достигли в современном обществе такого уровня, что вероятность неприемлемого ответа для человеческой цивилизации на поставленный вопрос становится все более высокой.
В юбилейный для Победы над Германией год в США выпускают монету, на которой изображены флаги стран-победительниц: США, Великобритании и Франции. Но нет флага СССР, вынесшего на своих плечах, по признанию самих руководителей союзных держав - Рузвельта и Черчилля, основную тяжесть войны. Более того, в Евросоюзе, члены которого вместе со своими заокеанскими коллегами, несут, если не прямую, то как минимум моральную ответственность за взращивание фашизма, а потом с 1939 по 1945 год фактическую работу на военную машину Третьего рейха, принимаются документы возлагающие равную ответственность за развязывание Второй мировой войны на СССР и Германию. И в очередной раз призывают Россию, как правопреемницу СССР, к покаянию. При этом игнорируя то, что, если вести речь о покаянии, учитывая количество «скелетов в шкафах» тех, кто подобные резолюции принимает, то каяться должны прежде всего они.
В 2020 году мир отмечает еще одну дату, трагическую, 75-летия атомной бомбардировки Соединенными Штатами Америки японских городов Хиросимы и Нагасаки. «Атомный купол», как называют единственное уцелевшее в центре города здание, сильно разрушенное с изуродованным от ударной волны куполом, стало символом трагедии, разыгравшейся в начале августа 1945 года в Хиросиме. Оно вошло в список всемирного наследия ЮНЕСКО не благодаря архитектурным особенностям, а в память о погибших в результате взрыва атомной бомбы и его последствий 140 тысячах жителей Хиросимы. Первым американским президентом, когда-либо посещавшим Мемориал-Парк мира и Музей атомной бомбардировки в Хиросиме стал в мае 2016 года Барак Обама. Визит его назвали тогда «историческим». От него многие в Японии ждали, что президент страны, первой применившей ядерное оружие, а за Хиросимой, та же участь постигла и другой японский город – Нагасаки, произнесет слова извинения, попросит прощения. Но, увы! Не дождались.
«…Мы должны продолжать бороться за мир без ядерного оружия. … У нас существует уникальная и моральная ответственность как у единственной страны, применившей ядерное оружие, - предотвратить его повторное использование в будущем» - произнес тогда Барак Обама. А вскоре после этих слов американского президента Национальное управление ядерной безопасности США анонсировало начало производства модернизированных бомб В61-12 с ядерными боеголовками. Вот такое вот покаяние по-американски. И ни Евросоюз, ни кто-либо другой не требует от Вашингтона покаяться. Для американского истеблишмента, несмотря на ставшие доступными сегодня ранее секретные документы, по-прежнему характерна позиция, согласно которой применение ядерного оружия в августе 1945 год было необходимым и что американская атомная бомбардировка была единственным способом принудить японские власти к миру. Но была ли действительно необходимость в этой варварской акции? Если да, то отчего же тогда американская сторона ждала от СССР подтверждения вступления в войну с Японией и в ходе конференции союзных держав в Тегеране в 1943 году, и в Ялте в феврале 1945 года, и даже в Потсдаме в июле 1945 году, когда США уже провели успешное испытание атомной бомбы и Трумэн сообщил об этом Сталину?
Напомню мнения по этому поводу некоторых непосредственных участников событий тех лет. «Мы отчаянно нуждаемся в помощи Советского Союза в войне с Японией по завершении войны в Европе» - подчеркивалось в специальной «Памятке», подготовленной для американского президента Рузвельта к Ялтинской конференции в феврале 1945 года. В самом начале 1945 года на совещании начальников штабов США и Великобритании на Мальте, предшествовавшем конференции в Ялте, отмечалось, что война с Японией может быть завершена лишь через 18 месяцев после поражения Германии. Уинстон Черчилль в своем, считающемся фундаментальным, исследовании «Вторая мировая война» признавал, что «было бы неправильно полагать, что атомная бомба решила судьбу Японии. «…Пропагандистские органы США и Чан Кайши пытаются двумя атомными бомбами свести на нет влияние Красной Армии. … Если атомная бомба могла решить исход войны, то зачем было просить Советский Союз вступить в войну? Почему Япония не капитулировала, когда на нее были сброшены две атомные бомбы? Вступление Советского Союза в войну предопределило капитуляцию Японии», - отмечал Мао Цзэдун.
Генерал Дуайт Эйзенхауэр в разговоре с военным министром США отмечал: «Наша страна не должна шокировать мировое общественное мнение использованием атомной бомбы, поскольку это оружие утратило право считаться средством спасения американских жизней». А главком союзными войсками в войне против Японии генерал Макартур признавал, что в применении атомного оружия «не было никакой необходимости». Командующий 2-й объединенной армией, штаб которой находился в Хиросиме, фельдмаршал Хата считал, что войну необходимо продолжать.
И это мнение разделяла Японская императорская ставка. Она продолжала подготовку к боевым действиям на самих Японских островах, в Маньчжурии и Корее. Японских военные считали, что Хиросиме был нанесен крупный ущерб, но не больший, чем другим японским городам от массированных налетов авиации. Атомная бомбардировка, по мнению офицеров императорской ставки, вызвала еще большую ненависть к американцам. Кроме того, бомбардировка подталкивала японцев к ускорению реализации программы («Проект N») по созданию собственного атомного оружия. И завершить ее предполагалось через 6 месяцев, что могло, как минимум, существенно изменить как военные возможности, так и переговорные позиции императорской Японии.
мператор Хирохито, находившийся в бомбоубежище, и получивший информацию о применении атомной бомбы только через два дня, заявил следующее: «Если противник применяет такого рода оружие, войну продолжать невозможно. Но для того, чтобы добиться выгодных условий, немедленно прекращать войну нельзя». А после того, как стало известно о вступлении 9 августа 1945 года СССР в войну против Японии, на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Кантаро Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны». И еще одно любопытное свидетельство.
Японская газета «Дзи дзи симпо» 9 августа 1950 года отмечала: «Когда была сброшена атомная бомба на Хиросиму, военная группировка Японии еще продолжала сопротивляться, в то время как выступление Советского Союза заставило ее капитулировать. Если судить по результатам, то именно действия Советского Союза в отношении Японии сыграли огромную роль в достижении мира». По мнению многих исследователей жизни сотен тысяч людей, погибших в Хиросиме и Нагасаки, были, таким образом, жертвой, принесенной Соединенными Штатами на алтарь холодной войны. Группа же японских ученых во главе с лауреатом Нобелевской премии физиком Хидеки Юкава в «Белой книге о последствиях атомной бомбардировки» в разделе «Жертва – Япония, противник – Советский Союз» отметили, что применение атомных бомб Соединенными Штатами Америки было не столько последним актом Второй мировой войны, сколько первой операцией по устрашению в начинавшейся холодной войне против СССР.
Тем не менее массированное внедрение в сознание людей «тараканов» альтернативной (читай англо-саксонской версии истории), не встречавшее на рубеже конца ХХ - начала XXI веков должного противодействия, дало свои плоды. Дело дошло даже до того, что сегодня и в Европе, и, что самое отвратительное, в самой Японии появляются персонажи, считающие, что Хиросиму бомбил Советский Союз.
В год, когда человечество вспоминает о трагедии войны, следовало бы обратиться к опыту союзничества великих держав СССР, США, Великобритании, которые, несмотря на серьезные разногласия, проявили политическую волю и солидарность в борьбе с фашизмом и милитаризмом, обеспечившие победу над гитлеровской Германией и Японией, и использовать его для решения накопившихся в международных делах проблем. Однако вместо этого мы сталкиваемся сегодня с последствиями политики, которая последовательно осуществляется Вашингтоном и ведет к поэтапному демонтажу ключевых элементов системы международной безопасности и действительно грозит человечеству глобальной катастрофой.
В начале 2000-х США вышли в одностороннем порядке из Договора о ПРО, который считался краеугольным камнем стратегической стабильности и безопасности и приступили к развертыванию глобальной системы ПРО и выдвижению ее сегментов непосредственно к границам Российской Федерации. В 2019 году США вышли из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), что ведет, по мнению экспертов, к краху российско-американской системы контроля над вооружениями и провоцирует новый виток гонки вооружений. Под угрозой оказался и Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), действие которого истекает уже в феврале 2021 года.
В Вашингтоне, если судить по выдвигаемым условиям, приняли решение его не продлевать, что в свою очередь может привести к снятию ограничений и в сфере наращивания ядерного потенциала. Все это происходит на фоне бесконечных, не имеющих под собой каких-либо серьезных доказательств, заявлений из Вашингтона о российском вмешательстве в американские дела и введения все новых и новых санкций против России в нарушение всех существующих международных норм.
Более того, наши визави в Вашингтоне договариваются до того, что считают возможным нанесение превентивного удара по России, как это сделал, например, относительно недавно на заседании Атлантического Совета (одной из влиятельных аналитических структур в области международных отношений, формирующих политику США и НАТО) руководитель военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон Ричардсон. И это далеко не пиаровские заявления, как считают некоторые.
Вспомним в этой связи интервью американского генерала Уэсли Кларка в 2007 году о планах Пентагона на ближайшие пять лет (доступно на Youtube) и последовавших событиях в Ливии, Сирии и далее, что называется, со всеми остановками, подтверждающих, что подобные планы не выдумка конспирологов. В сложившихся условиях президент России Владимир Путин обратился к лидерам мировых держав с предложением встретиться для обсуждения накопившихся в международных делах проблем. Некоторые комментаторы даже окрестили данную инициативу «Ялта-2». Аналогия вполне уместна прежде всего в том смысле, что от современных лидеров, также как и от лидеров союзных держав в тяжелейшие годы Второй мировой войны, требуется сегодня немалое мужество и политическая воля для выработки решений, которые бы предотвратили дальнейшую эскалацию международной напряженности.
Предложение было поддержано и в Пекине, и в Париже, и в Вашингтоне, и в Лондоне. Безусловно, коронавирусная пандемия внесла свои коррективы в реализацию инициативы российского лидера, но вместе с тем, она только подтвердила актуальность совместных согласованных усилий ведущих стран мира в противостоянии новым вызовам и угрозам, с которыми сталкивается человечество. Пора бы тем, кто мыслит себя Юпитером, которому дозволено все (и развязывать под надуманными предлогами войны, и вводить по своему усмотрению различного рода санкции, игнорируя самими же установленные международные нормы и правила), разобраться с собственными скелетами в шкафах и тараканами в головах, которых несравненно больше, чем у кого бы то ни было еще, и осознать, что мир изменился, что мир многолик и каждый из этих ликов для человеческой цивилизации дорог, что только уважая и учитывая интересы друг друга можно в современном мире избежать новой катастрофы, по сравнению с которой трагедия Хиросимы и Нагасаки померкнет.