Михаил Нейжмаков: Москва может перейти к более жесткому диалогу с Ереваном

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сказанные в этот вторник слова главы МИД Сергея Лаврова о поэтапном урегулировании нагорно-карабахского конфликта в устоявшемся формате Азербайджан-Армения-Минская группа ОБСЕ, а также о ценах на газ показали намерение Москвы перейти к более жесткой форме политических контактов с Ереваном. Новые власти Армении, привыкшие к терпеливому отношению к ним со стороны России, оказались к этому не готовы, тем более в текущих условиях, отсюда далеко не союзнические заявления армянского МИД, де-факто обвиняющие Сергея Лаврова во лжи.

Об этом в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» рассказал ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. «Реплика Сергея Лаврова о «проектах, которые были распространены год назад» является вдвойне проблемным сигналом для Еревана, учитывая, что сказана она за несколько дней до 24 апреля – в этот период, как правило, первые лица Армении стремятся демонстрировать внутренней аудитории более жесткую риторику по карабахскому вопросу», - прежде всего отметил он.

«Среди заявлений главы МИД РФ, сделанных в рамках заседания круглого стола 21 апреля, есть и другая проблемная для правительства Армении реплика – о переговорах по ценам на газ. Важно, что эти комментарии были выдержаны в весьма прохладном для Еревана ключе – можно отметить, например, замечание Лаврова: «Если мы говорим о союзничестве, то, наверное, союзничество должно проявляться во всех областях»», - указал эксперт, напомнив, что сообщение Кремля о телефонном разговоре Владимира Путина с Николом Пашиняном было крайне лаконичным, что могло быть обусловлено отсутствием у Москвы и Еревана окончательного решения по ключевым вопросам.

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций обратил внимание, что слова Лаврова об урегулировании были более обязывающими, чем то, чего ожидает от России Армения. «Комментарий Лаврова создает меньше пространства для интерпретаций, чем многие другие заявления представителей стран-посредников по данной проблеме. Например, глава российского МИД говорит «когда», а не «если» «мы придем к решению о подписании документов» по карабахскому урегулированию. Все это может говорить о намерении Москвы перейти к более жесткому формату диалога с Ереваном», - подчеркнул Михаил Нейжмаков.

При этом ужесточение будет касаться и вопросов, не связанных напрямую с темой Карабаха, по которым руководства России и Армении пока не пришли к консенсусу, в частности, о ценах на газ и, как сказал Сергей Лавров, о «сложных ситуациях, в которые попали российские компании», работающие в Армении.

«Экономические трудности, в том числе связанные с распространением коронавирусной инфекции, делают Ереван более уязвимым для давления. Однако тот же «коронакризис» может стать и аргументом для Никола Пашиняна в диалоге с Москвой, дополнительно обосновывающим, почему именно сейчас даже минимальные уступки на переговорах с Баку в карабахском вопросе могут грозить дестабилизацией внутриполитической обстановки в Армении», - предположил он.

Таким образом, Пашинян может попытаться сыграть на нежелании России получить политический кризис в еще одной соседней стране. «Пашинян в диалоге с Москвой может сослаться и на другой значимый внутриполитический фактор – отложенный конституционный референдум в Армении. Создавать поводы для новых слухов о готовности к уступкам по Карабаху в период подготовки к проведению данного голосования для армянского правительства явно было бы рискованным шагом», - заметил ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций.

«На этом фоне мы в ближайшие месяцы можем увидеть не нарастание интенсивности, а дополнительные препятствия со стороны Армении для активизации переговоров по карабахской проблематике», - заключил Михаил Нейжмаков.