В Россию вернутся ваучеры?
Читать на сайте Вестник КавказаАссоциация эксплуатантов воздушного транспорта предложила властям узаконить механизм ваучеров вместо возврата денег за отмененные авиарейсы. Соответствующее письмо, как пишет газета "Коммерсантъ", АЭВТ направила первому вице-премьеру Андрею Белоусову.
"Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. <...> Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты пассажирам, чем получают за бронирование своих услуг", - подчеркивают авторы инициативы.
Согласно их предложению, средства будут зачисляться на депозит клиента, пассажир получит возможность изменить дату вылета и рейс, не выходя за пределы подлежавшей возврату стоимости. Новый механизм предлагается распространить на рейсы до конца текущего года, даже если билеты были куплены до принятия поправок.
Кроме того, в АЭВТ считают необходимым внести в Воздушный кодекс понятие форс-мажора, в случае которого авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки. Тогда будет оформляться электронный документ, средства на котором можно будет потратить в течение трех лет. Если клиент не захочет иметь дело с ваучером, перевозчик вернет ему деньги в течение года.
В АЭВТ обратили внимание, что количество сданных билетов с начала года оказалось выше аналогичного показателя 2019-го в пять раз, а общее число рейсов во втором квартале уменьшится на 80-90%.
Напомним, шестого апреля Международная ассоциация воздушного транспорта признала депозитные ваучеры легальной формой работы авиакомпаний с клиентами и призвала все государства последовать своему примеру.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов, авиакомпании вынуждены предлагать правительству подобные меры потому, что несут слишком большие убытки от ситуации с пандемией коронавируса. «Авиационная отрасль пострадала от кризиса сильнее многих по двум причинам: не очень высокая рентабельность бизнеса и, как правило, значительные издержки на лизинг самолетов. Перевозчики приобретают большую часть авиатехники в лизинг, и платежи за них не отменяются от того, что самолеты стоят на земле», - сказал он.
Сергей Хестанов подчеркнул, что в правительстве есть понимание того, что авиакомпаниям надо как-то помочь, но вместе с тем ясно и то, что на всех государственной помощи не хватит, как, впрочем, и в любой другой отрасли. Поэтому бизнес и пытается предложить Кабмину свои варианты выхода из кризиса. «Авиакомпаниям в их тяжелом положении действительно гораздо легче раздать ваучеры, которые неизвестно как и неизвестно когда можно будет использовать, чем вернуть реальные деньги. Этих денег у них сейчас объективно нет. Но здесь уже встает другой вопрос: для легализации ваучеров необходимо менять законодательство, проводить инициативу через Госдуму и Совет Федерации. Боюсь, у правительства пока что есть более животрепещущие проблемы», - обратил внимание экономист.
«С одной стороны, сейчас стало понятно, что полной катастрофы авиаотрасли не будет, но, с другой стороны, кого и как спасут и с использованием каких механизмов, можно только гадать. Напомню, что и до прекращения большинства авиарейсов некоторые участники рынка были на грани банкротства. Учитывая, что ситуация сложилась беспрецедентная, весь прошлый опыт прогнозирования теперь оказался практически бесполезным», - заключил советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер".