В США оценили проект нового российского бомбардировщика

Читать на сайте Вестник Кавказа

Минобороны РФ подписало контракты, необходимые для начала производства перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который должен поступить на вооружение в 2027 году. Проект стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения Воздушно-космических сил России разрабатывается компанией "Туполев". 

The National Interest в материале Place Your Bets on Russia’s New Bomber пишет, что многое может случиться до 2027 года. С ежегодным бюджетом в $70 млрд, который составляет десятую часть того, что США тратят на вооруженные силы, Минобороны РФ пытается соответствовать основным морским и воздушным программам Пентагона.

В дополнение к бомбардировщику есть еще истребитель-невидимка, вооруженный ведомый дрон и авианосец. С учетом того, что мировая экономика колеблется и цены на нефть стремительно падают, не совсем ясно, как Россия сможет позволить себе новое желанное оружие. ”Думаю, что в конечном счете эти системы будут созданы и задействованы, - заявил The National Interest Сэмюэл Бендетт, аналитик вашингтонского Центра новой американской безопасности в Вашингтоне. - Эти проекты - вопрос национальной гордости России”.  Но сколько новых систем закупает Минобороны и какими темпами, вопрос открытый. Вполне вероятно, что сроки осуществления программы ПАК ДА будут перенесены, сказал Бендетт.

Несмотря на начало работы над ПАК ДА, российские Военно-воздушные силы вкладывают значительные средства в модернизацию существующих бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, которые датируются соответственно 1950-ми и 80-ми годами. Обновления систем также могут столкнуться с финансовыми сложностями. 

В 2015 году Министерство обороны России объявило, что возобновит производство Ту-160, а также модернизирует 16 существующих бомбардировщиков для будущего парка из 50 модернизированных Ту-160М и Ту-160М2 новой сборки. Модель Ту-160М оснащена новыми двигателями и авионикой, а также металлическим навесом, который снижает радиолокационную отражательную способность.

Максим Старчак из вашингтонского Джеймстаунского фонда отметил, что из-за большого перерыва между партиями Ту-160 ”большая часть работ по модернизации Ту-160М2 означает запуск процесса с нуля, что требует дополнительного времени и денег”.  Если даже не брать в расчет стоимость, неясно, сможет ли казанский авиазавод произвести новые бомбардировщики по графику. Старчак отметил, что программа Ту-160М была запущена до того, как в Казани завершилась модернизация предприятия.

Десятилетиями удерживая в воздухе менее 20 самолетов Ту-160, Россия может столкнуться с препятствиями при попытке в два раза увеличить количество данных моделей. Усилия по модернизации Ту-95 менее масштабны. В 2018 году в России была запущена программа модернизации 20 из 60 самолетов Ту-95. Ту-95МСМ может похвастаться новыми двигателями и авионикой, что потенциально продлевает срок службы этого типа самолетов на несколько десятилетий.

Невероятно, но в России уже говорят о бомбардировщике, который станет преемником ПАК ДА в 2040-х годах. Генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, командир Дальней авиации ВВС России заявил: ”Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который уже будет беспилотным”.

”20-летняя проекционная дуга нужна для того, чтобы выиграть время для выявления наиболее важных технологических проблем, связанных с этим самолетом”, - пояснил Бендетт. Российская аэрокосмическая отрасль пока не может создать полностью надежный и боеспособный большой беспилотник.

ВВС США также разрабатывают новый стратегический бомбардировщик. Сообщается, что B-21, первые испытания которого пройдут в 2021 году, имеет опциональный пилотный режим. С помощью нескольких переключателей он может быть переведен в режим беспилотника большой дальности, похожий на беспилотный летательный аппарат шестого поколения, надеются развернуть в России.