Нефть: не верьте прогнозам "большой тройки"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Рынок нефти зависит от прогнозов, будь то прогноз роста спроса на нефть или прогноз уровней добычи. Но ни один другой прогноз привлекает к себе столько внимания, как прогнозы трех крупных организаций - Международного энергетического агентства (MЭА), американской Energy Information Administration (EIA) и ОПЕК. Однако по данным Oil Price, приведенным в статье How Reliable Are The Big 3 Oil Forecasters? проблема заключается в том, что эти прогнозы часто сильно отличаются друг от друга. То есть по крайней мере один из этих прогнозов может оказаться неверным.

Джулиан Ли из Bloomberg написал статью о несоответствии между оценками спроса на нефть ОПЕК на 2020 год и оценками EIA и МЭА, отметив, что, хотя нефтедобывающий картель ожидал, что глобальные запасы нефти продолжат сокращаться в этом году, но Международное энергетическое агентство и Energy Information Administration прогнозировали рост.

Мотивы, стоящие за прогнозами

Кто-то возразит, что ОПЕК может выдавать желаемое за действительное, что картель действительно хочет, чтобы сокращения производства его членами давали результат и приводили к сокращению мировых запасов, что, в свою очередь, обеспечило бы устойчивый уровень цен на нефть.

И все же в американская EIA имеет свою повестку, обусловленную стремлением США к энергетическому доминированию. EIA приходилось пересматривать свою оценку уровней добычи нефти в сторону понижения и раньше, когда фактические данные о добыче оказались значительно ниже, чем прогнозировалось.

То, что добыча в США растет - неоспоримый факт, и ОПЕК признает эту мрачную реальность. Но вполне возможно, что производство в США будет расти не так сильно, как показывают прогнозы.

Остается только Международное энергетическое агентство. Есть ли у него личная заинтересованность в определенных прогнозах? Теоретически, нет. Похоже, что МЭА все больше фокусируется на предупреждении мирового сообщества о проблемах изменения климата, и ему не до участия в играх с прогнозированием спроса и предложения на нефть. Кроме того, в большинстве случаев его цифры совпадают с показателями EIA и/или ОПЕК.

Рост спроса и предложения

В этом году как ОПЕК, так и МЭА предсказали рост спроса на нефть примерно на 1,2 млн баррелей в сутки. EIA заняло нейтральную позицию, спрогнозировав рост спроса на нефть и другие жидкие углеводороды в этом году на 1,3 млн баррелей в сутки.

Что касается поставок вне ОПЕК, МЭА оказалось менее оптимистично, чем ОПЕК. Эксперты агентства ожидают, что добыча в странах, не входящих в картель, вырастет примерно на 2,1 млн баррелей в сутки, в то время как сам ОПЕК прогнозирует рост в 2,35 млн баррелей в день. EIA опубликовала самый высокий прогноз роста поставок - 2,6 млн баррелей в сутки.

Путаница с запасами

Однако, по словам Джулиана Ли, различия в прогнозах огромны, когда речь заходит о состоянии мировых запасов нефти за последние три года. Первая сделка по сокращению добычи вступила в силу именно в начале 2017 года.

Согласно ОПЕК, мировые запасы нефти с 2017 года упали на 653 млн баррелей, а по данным EIA и МЭА, объемы мировых запасов не уменьшились. Все, чего добились страны картеля в рамках сделки ОПЕК+, как показывают данные двух агентств - ограничения объемов роста запасов в течение трех лет с момента введения сокращений.

По оценкам EIA, мировые запасы нефти выросли примерно на 100 млн баррелей за последние три года. МЭА заявляет о еще большем росте - 142 млн баррелей.

Похоже, что это расхождение возникло из-за разных методов подсчета мировых запасов: что именно подсчитывают МЭА, EIA и ОПЕК. Во-первых, не все запасы нефти в мире доступны для подсчета. Например, точные данные о запасах китайской нефти хранятся в секрете, и Пекин не публикует открытую информацию о них, как это делает EIA.

Если нет точной информации обо всей нефти в мире, насколько стоит доверять глобальным прогнозам, независимо от того, кто именно делает эти оценки? Разумным ответом было бы не доверять слишком сильно. В конце концов, состояние мировых запасов - всего лишь часть большой головоломки.

Прогнозы роста спроса и предложения, наряду с тенденциями потребления и добычи, гораздо важнее, чем данные о запасах, особенно когда речь идет о прогнозировании роста и падения цен на нефть. Эти тренды изменяются гораздо чаще, и все они так или иначе влияют на запасы. Уровень запасов сам по себе является конечным результатом спроса, предложения, производства и потребления.

Для тех, кто интересуется, достаточно ли в мире нефти на случай серьезного сбоя - конечно, и все три агентства с этим согласны.