Филолог: "Процесс ликвидации кафедр русского языка приобрел угрожающие масштабы"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Екатерининском зале Кремля Владимир Путин провел заседание Совета при президенте по русскому языку, на котором обсуждались вопросы реализации федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", поддержки и популяризации русского языка и литературы за рубежом. В ходе заселения доктор филологических наук, завкафедрой русского языка Воронежского государственного университета Людмила Кольцова рассказала о несостоятельности системы бакалавриата и магистратуры в подготовке филологов, о целесообразности возвращения специалитета, а также о проблеме недостаточного выделения бюджетных мест на филологическом факультете.
По ее словам, процесс ликвидации кафедр русского языка приобрел поистине угрожающие масштабы: "Этот процесс близок к своему завершению, то есть к ликвидации классического филологического образования, по крайней мере в региональных вузах страны… На 2018–2019 годы и на 2020 год цифра приема в магистратуру Воронежского государственного университета – ведущего университета Центрального Черноземья – шесть бюджетных мест, при этом группа магистров по определенным направлениям не может быть меньше 12 человек. Мне очень хотелось бы знать: как принимаются такие решения? Сокращается набор на филологические факультеты классических университетов, которые всегда отличались глубиной, фундаментальностью, широтой образования, и филологические факультеты университетов готовили тех учителей, которые были призваны готовить учителей".
"Сейчас в рамках национального проекта "Образование" создаются центры профессионального мастерства. И кто будет повышать это самое профессиональное мастерство – тоже неясно. Думаю, что со мной согласятся многие представители научно-педагогического сообщества и в том, что мертвое слово "компетенция", на котором основаны наши федеральные государственные образовательные стандарты, а сокращенно жуткое слово "ФГОС", которое без конца меняется, и непонятно, по чему это стандарты? Мы работали по стандарту 2, потом по стандарту 2+, потом по стандарту 3, потом по стандарту 3+. Теперь мы переходим на стандарт 3++. А что дальше будет? 4–, наверно.
Эта чехарда со стандартами, в которых главное слово – "компетенция", от которого в русском языке, как от мертвого слова, не образуется глагол, а образуются только ОК, ПК, ОПК и прочие всякие эти тоже непонятные аббревиатуры, за которыми скрывается пустота самая настоящая. И это понятие заменило знания, умения и навыки, потому что человек должен знать, уметь и привыкнуть работать, а не компетировать – нет такого слова в русском языке. А как говорили древние: измени название вещи, и она изменит свою сущность", - заявила Кольцова.
"Со мной согласна тоже большая часть научно-педагогического сообщества в том, что переход на двухступенчатую систему образования – бакалавриат и магистратуру – это неразумное решение для педагогических специальностей, потому что в результате неполного четырехлетнего образования мы получаем недопедобразование. И директора школ не хотят брать в школу этих недопедобразованных людей.
А с магистратурой я уже сказала, какое у нас положение дел. И мало того, в магистратуру, чтобы набрать до того количества, которое дает возможность создавать группу, мы набираем людей, не имеющих базового образования. К нам приходят физики, к нам приходят математики, к нам приходят после военных училищ. Они очень хотят изучать филологию как направление, но они совершенно не владеют ни терминологией, ни базовыми знаниями.
Поэтому возвращение специалитета в университетское образование и специальности, которая была у нас когда‑то, – филолог, преподаватель русского языка и литературы, – это насущная необходимость. Иначе некому будет выполнять те две важнейшие задачи, которые вы, Владимир Владимирович, обозначили, – это обеспечить достойный уровень знаний, грамотности и действенную поддержку русской образовательной среды за рубежом. Только московские и петербургские вузы не смогут выполнить эти задачи числом своим выпускников, потому что филологию в регионах, классическую филологию, нужно в буквальном смысле слова спасать", - заметила филолог.
"Мы даже до такого состояния дожили, что у нас не просто в школах не хватает учителей русского языка и литературы и они работают на полторы, на две ставки, с непомерной нагрузкой, но мы уже не можем в вузы найти преподавателей русского языка. Увеличивается количество иностранцев, и у нас буквально нет преподавателей, которые могли бы этих иностранных студентов обучать на достаточно высоком уровне русскому языку.
… Я – дочь учителя и мать учителя – хотела бы закончить выступление словами художественного персонажа, учителя, из замечательной повести Михаила Тарковского "Полет совы": "Я русский учитель! Я хочу, чтобы наши дети оставались в наших поселках, деревнях и городах и чтоб они любили свою землю! И чтоб главное для них было не минутная грошовая успешность, о которой без конца талдычат в нынешних школах, а потребность служить своей земле. Вот только для этого нужны знания!". И знание это дает человеку правдивое и свободное русское слово", - сказала заведующая кафедрой русского языка.
Присутствующее на встрече поддержали Людмилу Кольцову, а Владимир Путин признал, что для него выступление филолога стало полной неожиданностью: "Если в магистратуре группа полноценной считается в 12 человек, а у вас дали всего шесть бюджетных мест, то непонятно, как это можно сформировать?". Президент призвал перестать руководствоваться в этой сфере голыми схемами, а подводя итоги заседания заметил: "Я полностью поддерживаю высказанные здесь предложения о том, что русский язык должен преподаваться пять лет. Впрочем, всё гуманитарное образование должно быть пятилетним, конечно. … Как не вспоминать уже нашего замечательного пародиста Иванова, который, помните, фразу сказал: «Велик могучим русский языка». Судя по всему, к сожалению, мы, не хочется говорить, что двигаемся в этом направлении, но сигналы тревожные идут, совершенно очевидно, я согласен с теми, кто говорил об этом. Тревожные сигналы по поводу того, как развивается русский язык, какая ему оказывается поддержка или не оказывается должной поддержки, а должна оказываться. Мы обязательно по результатам сегодняшнего обсуждения подготовим проект соответствующих поручений. Уверен, что мы сегодня собрались с вами не напрасно, не зря. Надеюсь, что это будут те поручения, которые помогут, во всяком случае, будет предпринята попытка по тем направлениям, которые мы с вами обсуждали, попытка ситуацию исправить или направить в нужное русло".