Ефим Пивовар: "Пржевальский показал пример междисциплинарного подхода и синтеза различных наук"

Читать на сайте Вестник Кавказа

12 апреля исполнилось 180 лет со дня рождения исследователя, ученого, Почетного члена Русского географического общества (РГО) Николая Михайловича Пржевальского. Он был офицером Генерального штаба, и полученная в экспедициях информация, в том числе картографическая, до сих пор имеет огромное значение. Умер Пржевальский на берегу озера Иссык-Куль, где должна была начаться его очередная экспедиция. О наследии ученого "Вестнику Кавказа" рассказал президент Российского государственного гуманитарного университета, член совета Российского исторического общества Ефим Пивовар.

- Ефим Иосифович, на днях вы ввернулись из Киргизии, с форума, посвященного юбилею Пржевальского. В Киргизии так чтут наследие российского ученого?

- 12-13 апреля в Джалал-Абаде состоялся международный форум, приуроченный к 180-летию Пржевальского, который реализовал пять экспедиций в Центральную Азию. Многое из того, что он сделал, осталось в Киргизии до сих пор с точки зрения его наследия. Это был человек очень широкой эрудиции, он был и географом, и биологом, и натуралистом, и этнологом, и историком. Все свои экспедиции он сопровождал детальными записями, которые сохранились. То есть это пример междисциплинарности в полном смысле этого слова. К сожалению, в годы после распада СССР было несколько идеологических атак на его наследие, на него самого. Его рассматривали как какого-то разведчика. Но это не так. Он многое внес в развитие гуманитарного и естественно-научного знания, а умер после заражения брюшным тифом, когда ему не было еще и 50 лет. Пржевальский похоронен в Киргизии, недалеко от Каракола, который до 1990 года и назывался Пржевальском. Там сохранилась его могила, там чтут его память.

В связи с юбилеем Пржевальского в Киргизии прошло два мероприятия. Одно проводил Кыргызско-Российский Славянский университет в Бишкеке при участии российского посольства, где выступал посол. Другое мероприятие, в котором я участвовал, проводили  Национальный университет и Джалал-Абадский университет, пригласив также представителей университетов из Оша. Учитывая, что недавно состоялся Форум ректоров России и Киргизии, а до этого прошел визит Владимира Путина, все это выстроилось в одну цепь. Киргизские коллеги пригласили на форум делегацию РГО, в том числе меня. Мое выступление было посвящено роли и месту наследия Пржевальского в культурных и научных связях современного Киргизстана и России.

Конечно, значение форма беспрецедентное, потому что это была инициатива киргизской стороны, а мы ее просто поддержали. Важно также то, что форум проходил на юге Киргизстана – это места с очень сложным этническим составом, достаточно напряженной межэтнической обстановкой, где в 1990-м и в 2010-м были столкновения на этнической почве. Поэтому важно было показать значение тех скреп, которые позволяют объединить усилия и Киргизстана в целом и укрепить российско-киргизские научные и культурные образовательные связи. Я с удовольствием выступал на форуме, провел целый ряд встреч с ректорами этих вузов, с университетской общественностью, побывал в аудиториях, посмотрел, как они работают, подписал несколько документов, в том числе соглашение о сотрудничестве между РГГУ и Университетом Джалал-Абада. Скоро к нем приедет ректор Национального юридического университета, и наш ректор подпишет такое соглашение с ним. Но дело не только в рамочных соглашениях, а в том, что мы договорились и о некоторых проектах, в том числе о возможности выпуска совместного издания российских и киргизских историков. Я вел переговоры с деканом исторического факультета Национального университета в Бишкеке, который также был на этой конференции, и мы договорились, что они пришлют предложения, и мы обсудим их уже в рабочем порядке.

- Каков, на ваш взгляд, вклад Пржевальского в науку?

- Мы сейчас стремимся к междисциплинарному подходу, к синтезу различных наук, который позволяет выявить пограничные поля и новые подходы в области теории и методологии исследований. Пржевальский важен именно в качестве прямого примера реализации этого подхода еще в XIX столетии. Он рассматривал практически всю среду, которую изучал, как часть ноосферы. В этом смысле получили воплощение идеи Владимира Ивановича Вернадского о биосфере и ноосфере. Пржевальский эти идеи рассматривал как географ, историк, этнолог, антрополог, как филолог-фольклорист, биолог, эколог. Это наследие с точки зрения развития науки очень важно.

Кроме того, Пржевальский провел пять экспедиций, включая Киргизию, Синьцзян, Тибет, Памир. Он прошел пешком тысячи верст. Это говорит не только о трудолюбии и упорстве, но и о жажде познания. Это очень важно с точки зрения воспитательной и образовательной практики. Он обнаружил неизвестных дотоле представителей животного мира, растительного мира, описал много водные объекты. Киргизские историки и культурологи активно работают в наших архивах, изучая его наследие. 

Начал Пржевальский в очень молодом возрасте. В 25 лет уже занимался экспедициями. Это наследие поддержали его последователи: и Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, и другие наши географы, путешественники, которые опирались на достижения Пржевальского. Символична также история его семьи: он с одной стороны представлял казачество, с другой стороны - шляхту, которая частично даже приняла католичество, но его род, его семья осталась в православии. Так что во всех отношениях для нашего постсоветского пространства это интереснейший объект для анализа.