Романтика бакинского трамвая
Читать на сайте Вестник КавказаКогда трамваи отживут -
Их безболезненно заменят,
Не помышляя об измене,
И на покой переведут…
″Бакинский трамвай″ Яков Коган, 1983
Трамвай в любом городе во все времена считался воплощением романтики. Фанаты трамваев говорят, что там у них возникает чувство покоя и отрешенности, обусловленное лиричным и мечтательным погружением в смотрение в окно. Трамвай надежен и предсказуем, там тебя покидают тревоги - трамвай тебя везет, трамвай все решает, а ты на время поездки становишься беззаботным.
Трамваи-конки стали появляться в разных городах Российской империи еще с конца XIX века, а движение первого электрического трамвая было открыто весной 1924 года в Баку. Его предшественница - конно-железная дорога - начала движение по Баку еще в конце XIX века, тогда же было открыто товарное движение для перевозки грузов с пристаней на товарную станцию Закавказской железной дороги и обратно. Плата на всех линиях конного движения была 5 копеек. ″Студенческий проездной″ на 20 поездок стоил 60 копеек. Его можно было купить в книжном магазине Сахарянца. Были ″проездные″ и для взрослых - книжка из 30 билетов стоила полтора рубля.
Инициатором предприятия конно-железной дороги считают миллионера и мецената Гаджи Тагиева. См. ″ВК″ Великий благотворитель Гаджи Зейналабдин Тагиев. В начале ноября 1887 года Тагиев вместе с пятью другими капиталовладельцами создал акционерное общество конно-железных дорог. Инженер-технолог Бронислав Александрович Ротульд разработал проект и руководил строительством. Бакинская конно-железная дорога построена исключительно на местные капиталы товариществом, состоящим только из местных жителей.
Парк конно-железной дороги занимал громадную площадь, уступленную городом бесплатно в пользу общества бакинского трамвая. На территории трамвайного парка располагались конюшни, сеновалы, депо для ремонта вагонов, кузница, механическая мастерская, жилые дома для служащих, больница.
Конка вводилась в действие поэтапно, по мере окончания строительства участков, а торжественное ее открытие состоялось 24 ноября 1889 года в присутствии главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова, специально прибывшего для этой цели в Баку.
В 1910 году конно-железная дорога Баку была выкуплена городским самоуправлением – речь зашла о замене конки электрическим трамваем. Но сделать это удалось только в начале 1920-х.
В марте 1923 года, в суровые дни разрухи, началось сооружение кольцевой трамвайной линии. Во выходным и после трудовой смены тысяч рабочих и служащих присоединялись к прокладчикам. Энтузиазм бакинцев позволил проложить первую трамвайную линию всего за восемь месяцев. Бакинская стройка считалась одной из крупнейших не только в Закавказье, но и в Советском Союзе. 8 февраля 1924 года честь вести первый вагон по улицам Баку выпала старейшему кучеру конки, активному участнику строительства Александру Лисовскому. "Первые несколько часов мы возили пассажиров бесплатно. Это был праздник, настоящий большой праздник всего народа", - вспоминал вагоновожатый.
К концу 1924 года бакинский трамвай уже имел пять линий длиной 35,9 км, по которым курсировало 72 вагона. В 1920 году конка перевезла 9,9 млн человек, а в 1925-1926 года - более 50 миллионов.
В 1960-е приоритет был отдан развитию метро, троллейбусов и автобусов. Трамвайная сеть начала сокращаться. К 1980 году общая протяженность трамвайных линий Баку составляла примерно 70 км. В 1990-х трамвай начал вытесняться из системы общественного транспорта Баку автобусами и метро. На месте трамвайных линий на широких проспектах и улицах расширили автомобильную дорогу, а на месте узких участков, где раньше проходили трамваи, началось строительство многоэтажных жилых домов. 2004 году в Баку разобрали последнюю трамвайную ветку. Однако возрождение трамвая - в планах исполнительной власти Баку. Эпизодически возникают разговоры о строительстве новой трамвайной сети, отвечающей мировым стандартам.