Иран между ШОС и Шелковым путем
Читать на сайте Вестник КавказаВчера в Баку министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым акцентировал внимание на появлении нового формата регионального сотрудничества – Россия, Азербайджан, Иран. В апреле министры иностранных дел трех стран встречались, чтобы подготовить встречу в верхах. Саммит, по данным Лаврова, состоится в самое ближайшее время.
Иран после снятия санкций нуждается в установлении прочных политических и экономических связей с соседями. Как заявил заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев, Ирану нужно реальное улучшение экономического положения: «Сейчас рассматривается два коридора. Один - Россия-Азербайджан-Иран. Его активно лоббирует Индия, но Китай в этом не участвует. Второй коридор очень хочет задействовать Армения, это направление Иран-Армения-Грузия-Россия/ Абхазия. Ирану также очень нужна зона свободной торговли с ЕАЭС. Это может дать некие дивиденды, во всяком случае, расширение сотрудничества не только с Россией, но и с государствами Центральной Азии».
Между тем, по словам Евсеева, Иран хотел бы получить дивиденды от участия в китайском проекте «Один пояс - один путь», но не понятно, как это проект можно совместить с проектами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). «ШОС сейчас находится в очень сложном периоде, в периоде трансформации. Пока не ясно насколько Россия, Индия и Китай смогут выстроить этот треугольник, снять недопонимание, активизировать в рамках ШОС экономическое сотрудничество. А Ирану это нужно в первую очередь. Экономика для президента ИРИ Хасана Рухани важна еще и потому, что ему нужно показать плюсы от того, что Иран не только смягчил отношения с Западом, но и вступает в ШОС и при этом что-то получит», - считает эксперт. Однако он сомневается, что Иран успеет попасть в сегодняшнюю волну расширения ШОС.
Напомним, что в последнее время в ШОС произошли серьезные количественные и качественные изменения - началась подготовка к вступлению в нее в качестве полноправных членов двух крупных государств Южной Азии – Индии и Пакистана, а также присоединение к организации в качестве партнеров по диалогу государств Южного Кавказа (Армения, Азербайджан) и Юго-Восточной Азии (Непал, Камбоджа). Однако, говорят, ходе саммита ШОС, который проходил в Узбекистане 23 и 24 июня, Москва и Пекин не сошлись во мнениях по поводу членства Ирана в группе.
На саммите ШОС в Ташкенте президент Ирана Хасан Рухани не присутствовал. «Иран может не попасть в первую волну расширения ШОС, после которой начнется достаточно продолжительный период переформатирования организации, продолжительностью до пяти-семи лет. ШОС нужно будет время на реорганизацию. Тогда Иран сможет попасть в ШОС только после 2020 года», - считает Евсеев.