Шемякин и Карданов
Читать на сайте Вестник КавказаДискутируемая уже несколько лет идея создания позитивного имиджа России и ее регионов пока не воплотилась в реальные проекты. Возможно, этому мешает и тот бесспорный факт, что массовое сознание легче воспринимает негативные штампы. Например, Голландия у большинства населения Земли ассоциируется скорее с наркотиками, чем с Ван Гогом, а Россия – не столько с Достоевским, балетом и Эрмитажем, сколько с водкой, коррупцией, имперскими амбициями, авторитаризмом, агрессией… Что касается российских регионов, особенно республик Северного Кавказа, то ассоциации с ними возникают тоже далеко не самые позитивные, причем не только на Западе, но и в самой России. Региональные власти работают над улучшением имиджа, в частности, посредством привлечения обретших мировую известность чеченцев, осетин, ингушей, черкесов… Так, в этом смысле национальным героем Кабардино-Балкарии считается Михаил Шемякин, чьи картины выставляют в лучших музеях мира, а памятники украшают Петербург, Москву, Нью-Йорк, Венецию и Париж.
На малой родине Шемякина называют Кардановым. Сетевые СМИ давно растиражировали историю отца художника, усыновленного офицером Белой гвардии по фамилии Шемякин. Когда белогвардейский офицер погиб на фронтах Гражданской войны, Михаил Шемякин-старший оставил его фамилию, стал красноармейским сыном полка и в 13 лет получил один из первых орденов боевого Красного Знамени, но всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых. Как гласит Генеалогическая база знаний, Кардановы - представители древнего рода. Первые их следы в России обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному, да так и остались на служение. Клан Кардановых насчитывает около 65 тысяч человек. У них есть свой гимн, флаг и герб. Среди представителей этого рода называют изобретателя карданного вала Джероламо Кардано, модельера Пьера Кардена и многих других. Один из предков - полководец Кадан - внук Чингисхана от его сына Угэдэя.
На исторической родине обретший мировую известность художник Михаил Шемякин бывал не раз – приезжал сюда с выставками, привозил дочь знакомиться с родственниками, говорил, что его жена Сара, хоть и американка, носит на груди фамильный знак Кардановых. На встречах с родней он всегда старается быть в черкеске и папахе, в полном обмундировании. В Нальчике, встречая скульптора, ликуют – вешают на центральных улицах растяжки "Кабардино-Балкария приветствует своего сына Карданова-Шемякина", причем по-русски, по-балкарски и по-кабардински.
Шемякин всегда подчеркивает, что он - лицо кавказской национальности, как его троюродный брат Юрий Темирканов или Валерий Гергиев. «Наш род очень большой, по документам мой отец родился во Владикавказе, хотя во время революции все перепуталось. В школу он пошел в Нальчике и чаще упоминал Кабардино-Балкарию, аул Кизбурун-два, где снимался фильм «Друзья» Лео Арнштама и Виктора Эйсмонта, в котором играла моя мама – актриса Юлия Предтеченская. Ее партнером, кстати, был Борис Бабочкин, известный по роли Чапаева в одноименном фильме. Героиня картины – кабардинка, и маме пришлось выучить кабардинский язык, необычайно сложный, очень отличающийся от осетинского. Отец решил, что она в самом деле наша, – он влюбился, разыскал ее. Мама же сказала, что никакого отношения к Кавказу не имеет - она выросла в семье, где не очень дружелюбно относились к лицам кавказской национальности. Однако очень скоро уже сидела в седле – два года провела в дивизии отца, а потом была отправлена в Москву, где и появился на свет божий я», - рассказывал Шемякин в интервью «Собака.ру».
Сейчас художник живет в предместье Парижа, где собрал свои творения и исследовательские труды. Здесь находится его Институт философии и психологии творчества, библиотека, в которой собраны самые значительные книги о художниках со всего мира, здесь работают искусствоведы и студенты, помогающие Шемякину реализовать разные замыслы и идеи. Одна из них – продвижение северокавказских художников, в которых Шемякин усматривает генетическую способность видеть мир через форму, через глину, через камень.
Осенью позапрошлого года Шемякин поездил Северному Кавказу, встретился с президентами Северной Осетии (где также распространена его фамилия) и Кабардино-Балкарии. Тогда он рассказал, что во французском Лоше, в бывшем женском монастыре на территории замка Карла VII, собирается открыть выставочный центр европейского уровня для северокавказских художников. Там должна была располагаться и бы постоянная экспозиция Кабардино-Балкарии с предметами истории, быта, старинным оружием и фотографиями. На стенах замка Шемякин хотел разместить три бронзовых герба – российский, символ рода Кардановых и герб всех адыгов.
У него, безусловно, был и конъюнктурный интерес. Художник заметил, что на Западе внимательно относятся к проблемам кавказского региона: «Поначалу это было связано с конфликтами на Кавказе, в основном с Чечней, но постепенно интерес стал распространяться дальше — что же это за народ такой таинственный, бунтующий, воинственный? Что за история у этих народов, почему происходят столкновения с россиянами, какова история этих старинных войн».
Во Владикавказе Шемякин хотел открыть филиал основанного им Нью-Йоркского института философии и психологии творчества, чтобы там можно было заниматься лабораторно-исследовательской работой, организовывать мастер-классы для кавказских художников, популяризовать их творчество, проводить тематические выставки. В Нальчике же было запланировано строительство Центра изящных искусств Кабардино-Балкарии им. Михаила Шемякина-Карданова. Однако грянул финансовый кризис и планы рухнули. Тогда Шемякин, имеющий, как известно, непростой характер, с присущей творческим людям экспрессией заявил, что его подставили. «Недавно меня подставил президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Он предложил мне создать в Кабардино-Балкарии и во Франции центры искусств, обещав свою финансовую поддержку. Каноков побывал у меня, осмотрел помещение площадью 2 тысячи квадратных метров на территории замка Карла VII и согласился профинансировать его реставрацию… В Нальчике также должен был строиться Центр изящных искусств площадью до 8 тысяч квадратных метров. Все это было проанонсировано, попало в прессу и широко обсуждалось. И после этого Каноков с обещанной финансовой поддержкой просто исчез, ему невозможно дозвониться, и никаких денег, естественно, нет. Он поставил меня в такое положение, что я сам должен найти деньги и все отреставрировать, потому что если господину Канокову наплевать и на меня, и на свой народ, то мне не наплевать. Я к мнению других отношусь неравнодушно и болезненно, и не могу просто бросить то, что уже публично пообещал сделать», - цитирует Шемякина Snob.ru.
Позднее художник сетовал также, что ни от правительства, ни от кавказских президентов, ни от кавказских бизнесменов помощи в своих начинаниях не получал: «Среди кавказских людей есть и миллионеры и миллиардеры, но когда некоторые кавказские люди приобретают большие финансовые средства и возможность ими оперировать, они немножко теряют свои национальные черты». Все эти заявления можно было бы списать на досаду – «художника каждый может обидеть». Но идея-то у Шемякина и впрямь была государственной важности: «России еще много предстоит ломать голову над кавказским вопросом. Потому что, к сожалению, очень мало уделяется внимания кавказской молодежи. Она необычайно талантлива, миролюбива, имеет колоссальные традиции. Но традиции исчезают. Безработица… В Нальчике я видел — сколько молодежи ходит, которая просто ничем не занята. Эти молодые ребята полны энергии, но им некуда приложить свою силу, свои руки, не сегодня-завтра за какие-то копейки их могут купить те люди, которым выгодны национальные столкновения, которым выгодна война на Кавказе. А российское правительство, включая и многих президентов кавказских республик, мало уделяет внимания данному вопросу. Рано или поздно это принесет свои тяжелые и неприятные плоды и для Кавказа, и для России. Почему я и предлагаю свою помощь в создании художественных центров, в попытке представить интеллигенцию КБР в других странах мира, но откликов пока не нахожу».
На малой родине Шемякина называют Кардановым. Сетевые СМИ давно растиражировали историю отца художника, усыновленного офицером Белой гвардии по фамилии Шемякин. Когда белогвардейский офицер погиб на фронтах Гражданской войны, Михаил Шемякин-старший оставил его фамилию, стал красноармейским сыном полка и в 13 лет получил один из первых орденов боевого Красного Знамени, но всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых. Как гласит Генеалогическая база знаний, Кардановы - представители древнего рода. Первые их следы в России обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному, да так и остались на служение. Клан Кардановых насчитывает около 65 тысяч человек. У них есть свой гимн, флаг и герб. Среди представителей этого рода называют изобретателя карданного вала Джероламо Кардано, модельера Пьера Кардена и многих других. Один из предков - полководец Кадан - внук Чингисхана от его сына Угэдэя.
На исторической родине обретший мировую известность художник Михаил Шемякин бывал не раз – приезжал сюда с выставками, привозил дочь знакомиться с родственниками, говорил, что его жена Сара, хоть и американка, носит на груди фамильный знак Кардановых. На встречах с родней он всегда старается быть в черкеске и папахе, в полном обмундировании. В Нальчике, встречая скульптора, ликуют – вешают на центральных улицах растяжки "Кабардино-Балкария приветствует своего сына Карданова-Шемякина", причем по-русски, по-балкарски и по-кабардински.
Шемякин всегда подчеркивает, что он - лицо кавказской национальности, как его троюродный брат Юрий Темирканов или Валерий Гергиев. «Наш род очень большой, по документам мой отец родился во Владикавказе, хотя во время революции все перепуталось. В школу он пошел в Нальчике и чаще упоминал Кабардино-Балкарию, аул Кизбурун-два, где снимался фильм «Друзья» Лео Арнштама и Виктора Эйсмонта, в котором играла моя мама – актриса Юлия Предтеченская. Ее партнером, кстати, был Борис Бабочкин, известный по роли Чапаева в одноименном фильме. Героиня картины – кабардинка, и маме пришлось выучить кабардинский язык, необычайно сложный, очень отличающийся от осетинского. Отец решил, что она в самом деле наша, – он влюбился, разыскал ее. Мама же сказала, что никакого отношения к Кавказу не имеет - она выросла в семье, где не очень дружелюбно относились к лицам кавказской национальности. Однако очень скоро уже сидела в седле – два года провела в дивизии отца, а потом была отправлена в Москву, где и появился на свет божий я», - рассказывал Шемякин в интервью «Собака.ру».
Сейчас художник живет в предместье Парижа, где собрал свои творения и исследовательские труды. Здесь находится его Институт философии и психологии творчества, библиотека, в которой собраны самые значительные книги о художниках со всего мира, здесь работают искусствоведы и студенты, помогающие Шемякину реализовать разные замыслы и идеи. Одна из них – продвижение северокавказских художников, в которых Шемякин усматривает генетическую способность видеть мир через форму, через глину, через камень.
Осенью позапрошлого года Шемякин поездил Северному Кавказу, встретился с президентами Северной Осетии (где также распространена его фамилия) и Кабардино-Балкарии. Тогда он рассказал, что во французском Лоше, в бывшем женском монастыре на территории замка Карла VII, собирается открыть выставочный центр европейского уровня для северокавказских художников. Там должна была располагаться и бы постоянная экспозиция Кабардино-Балкарии с предметами истории, быта, старинным оружием и фотографиями. На стенах замка Шемякин хотел разместить три бронзовых герба – российский, символ рода Кардановых и герб всех адыгов.
У него, безусловно, был и конъюнктурный интерес. Художник заметил, что на Западе внимательно относятся к проблемам кавказского региона: «Поначалу это было связано с конфликтами на Кавказе, в основном с Чечней, но постепенно интерес стал распространяться дальше — что же это за народ такой таинственный, бунтующий, воинственный? Что за история у этих народов, почему происходят столкновения с россиянами, какова история этих старинных войн».
Во Владикавказе Шемякин хотел открыть филиал основанного им Нью-Йоркского института философии и психологии творчества, чтобы там можно было заниматься лабораторно-исследовательской работой, организовывать мастер-классы для кавказских художников, популяризовать их творчество, проводить тематические выставки. В Нальчике же было запланировано строительство Центра изящных искусств Кабардино-Балкарии им. Михаила Шемякина-Карданова. Однако грянул финансовый кризис и планы рухнули. Тогда Шемякин, имеющий, как известно, непростой характер, с присущей творческим людям экспрессией заявил, что его подставили. «Недавно меня подставил президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Он предложил мне создать в Кабардино-Балкарии и во Франции центры искусств, обещав свою финансовую поддержку. Каноков побывал у меня, осмотрел помещение площадью 2 тысячи квадратных метров на территории замка Карла VII и согласился профинансировать его реставрацию… В Нальчике также должен был строиться Центр изящных искусств площадью до 8 тысяч квадратных метров. Все это было проанонсировано, попало в прессу и широко обсуждалось. И после этого Каноков с обещанной финансовой поддержкой просто исчез, ему невозможно дозвониться, и никаких денег, естественно, нет. Он поставил меня в такое положение, что я сам должен найти деньги и все отреставрировать, потому что если господину Канокову наплевать и на меня, и на свой народ, то мне не наплевать. Я к мнению других отношусь неравнодушно и болезненно, и не могу просто бросить то, что уже публично пообещал сделать», - цитирует Шемякина Snob.ru.
Позднее художник сетовал также, что ни от правительства, ни от кавказских президентов, ни от кавказских бизнесменов помощи в своих начинаниях не получал: «Среди кавказских людей есть и миллионеры и миллиардеры, но когда некоторые кавказские люди приобретают большие финансовые средства и возможность ими оперировать, они немножко теряют свои национальные черты». Все эти заявления можно было бы списать на досаду – «художника каждый может обидеть». Но идея-то у Шемякина и впрямь была государственной важности: «России еще много предстоит ломать голову над кавказским вопросом. Потому что, к сожалению, очень мало уделяется внимания кавказской молодежи. Она необычайно талантлива, миролюбива, имеет колоссальные традиции. Но традиции исчезают. Безработица… В Нальчике я видел — сколько молодежи ходит, которая просто ничем не занята. Эти молодые ребята полны энергии, но им некуда приложить свою силу, свои руки, не сегодня-завтра за какие-то копейки их могут купить те люди, которым выгодны национальные столкновения, которым выгодна война на Кавказе. А российское правительство, включая и многих президентов кавказских республик, мало уделяет внимания данному вопросу. Рано или поздно это принесет свои тяжелые и неприятные плоды и для Кавказа, и для России. Почему я и предлагаю свою помощь в создании художественных центров, в попытке представить интеллигенцию КБР в других странах мира, но откликов пока не нахожу».