Выступление Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на IV саммите прикаспийских государств
Читать на сайте Вестник КавказаУважаемые главы государств! Уважаемые члены делегаций!
Прежде всего, позвольте выразить благодарность Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за высокий уровень организации Астраханского саммита, созданную атмосферу сотрудничества и пожелать всем успешной работы. Уверен, что наша деятельность в рамках Саммита будет способствовать конструктивному рассмотрению каспийской проблематики и повышению эффективности совместной работы по созданию договорно-правовой базы пятистороннего сотрудничества на Каспийском море.
В этой связи хотел бы особо подчеркнуть, что встречи на высшем государственном уровне являются главным фактором в деле активизации переговорного процесса по вопросам Каспийского моря. Как известно, Первый каспийский саммит состоялся в 2002 году в Ашхабаде. По нашему глубокому убеждению, именно Ашхабадская встреча глав прикаспийских государств стала импульсом к определению основных направлений сотрудничества прибрежных стран, выработке взаимоприемлемых подходов к решению многих вопросов, связанных с взаимодействием на Каспии.
Ее результаты легли в основу успешного проведения Каспийских саммитов в Тегеране в 2007 году и в Баку в 2010 году. Итоги вышеназванных трех форумов создали прочный фундамент для формирования нового качества отношений на Каспии. С момента начала проведения каспийских встреч на высшем государственном уровне нашими странами осуществляется совместная деятельность практически по всем основным вопросам партнерства на Каспийском море. Определяющей характеристикой этого процесса было и остается понимание того факта, что многосторонний диалог по каспийской теме должен вестись с полным учетом интересов всех его участников, строиться на принципах равноправия и взаимного уважения. Только так мы можем последовательно продвигаться к достижению общих решений, выходить на конкретные результаты и договоренности.
Туркменистан всегда исходил из того, что пятистороннее взаимодействие на Каспии – это объединяющий фактор, отражающий стремление наших государств к миру, согласию и эффективному международному сотрудничеству. Поэтому любые вопросы, даже самые сложные, должны обсуждаться в обстановке подлинного добрососедства и тесного партнерского взаимодействия.
Безусловно, для продвижения вперед нам необходимо сформировать современную правовую основу межгосударственных отношений на Каспийском море. В этом контексте хотел бы подчеркнуть, что в позитивном ключе идет работа над проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. К настоящему времени мы смогли добиться значительного сближения позиций по большинству положений этого важного документа. Определяющим смыслом документа является наше общее твердое стремление и решимость сделать Каспий зоной мира, важным компонентом международной стратегической стабильности и безопасности, примером решения всех вопросов исключительно политико-дипломатическими средствами, на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств. В проекте Конвенции остаются еще некоторые не согласованные до конца моменты, но, думаю, при консолидации наших общих усилий мы выработаем по ним соответствующие взаимоприемлемые решения.
В этих целях, наряду с деятельностью Специальной рабочей группы, считаю целесообразным активизировать формат встреч и консультаций на уровне министров иностранных дел прикаспийских государств. Базовые принципы жизнедеятельности на Каспии, являющиеся одним из ключевых элементов будущего правового статуса, легли в основу Заявления Астраханского саммита глав прикаспийских государств. Подписание этого важного документа будет способствовать закреплению достигнутых результатов в деле формирования современных и жизнеспособных правил поведения на Каспии.
Уважаемые участники!
Важнейшее значение Туркменистан придает вопросам сотрудничества на Каспии в отдельных сферах. Как известно, на Бакинском саммите 2010 года активно обсуждались вопросы, связанные с мерами по сохранению водно-биологических ресурсов Каспийского моря. Понимая актуальность этой проблемы, наша страна выступила с предложением о разработке Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря.
Мы убеждены, что решение вопросов сохранения биоресурсов должно осуществляться на системной основе, через новые, четко прописанные международно-правовые механизмы, которые бы, в том числе, отражали ограничительные меры на вылов особо ценных пород рыб. Упорядочению взаимоотношений в этой области, формированию эффективной, отвечающей общепринятой международной практике основы сотрудничества будет способствовать создание в рамках Соглашения координационного органа – Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспия.
Туркменистан инициировал и разработал проект еще одного важнейшего документа – Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море. Каспий – это зона повышенных рисков природного и техногенного характера, несущих потенциальную угрозу экологической системе моря. Поэтому создание здесь эффективных многосторонних механизмов взаимодействия по предупреждению и нейтрализации чрезвычайных ситуаций имеет первостепенное значение.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность главам прикаспийских государств, их правительствам за поддержку инициатив Туркменистана о разработке указанных Соглашений и внесении их для подписания в ходе Астраханского саммита.
Как известно, в настоящее время Туркменистан осуществляет председательство в Координационном комитете по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря (КАСПКОМ). Мы со всей ответственностью подходим к этой миссии, считаем, что совместная работа по линии КАСПКОМ является важной составной частью наших общих усилий по сохранению уникального природного наследия Каспия. В этом контексте хочу отметить, что нашим странам удалось окончательно согласовать проект Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря. Убежден в актуальности подписания данного документа, призванного дать системную направленность деятельности прикаспийских государств в этой сфере.
Уважаемые участники!
В числе основных направлений развития сотрудничества между прикаспийскими государствами мы видим активизацию торгово-экономических связей. Объемы взаимной торговли наших стран выражаются в солидных показателях. Однако, с учетом огромных природно-ресурсных, энергетических, индустриальных, транспортно-транзитных и других потенциалов прибрежных государств, со всей уверенностью можно сказать, что мы имеем все возможности для значительного наращивания экономического взаимодействия и вывода его на качественно новый уровень.
Естественно, что системные отношения в сфере экономики возможно выстраивать при наличии соответствующих правовых и организационных механизмов. В связи с этим предлагаю рассмотреть вопрос о подготовке проекта Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между прикаспийскими государствами.
Уверен, что такой многосторонний документ придаст новые импульсы расширению и упрочению наших экономических связей. Их действенность во многом будет связана с регулярностью контактов между правительственными структурами и деловыми кругами наших стран. Поэтому вношу предложение о создании постоянно действующего Каспийского Экономического Форума с проведением его заседаний попеременно в прибрежных городах наших государств.
Сегодня объективно повышается роль Каспийского бассейна как крупнейшего транспортного узла на Евразийском континенте. Это – стратегическое направление, которое открывает перспективы существенного наращивания торгово-экономических связей как между самими прикаспийскими странами, так и в плане их выхода на мировые рынки. Речь идет о создании принципиально новой архитектуры отношений между прикаспийскими государствами в транспортной сфере.
Территории наших стран являются естественным географическим пространством, связывающим Азию с Европой, обеспечивающим эффективное функционирование транспортно-транзитных и торговых коридоров по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг». В этой связи считаю, что нашим государствам в ближайшее время необходимо приложить максимальные усилия для создания новых транспортных магистралей между Каспийским, Черным и Балтийским морями. Наряду с этим, по нашему мнению, следует серьезно поработать над вопросами формирования транспортной сети, соединяющей Каспийский регион с Ближним Востоком и Средиземноморьем, Южной и Юго-Восточной Азией. Практическое осуществление этих идей в первую очередь зависит от прочной правовой базы, регламентирующей отношения в транспортном секторе.
Принимая во внимание это обстоятельство и учитывая важность взаимной интеграции транспортных систем прикаспийских стран, обеспечения координации мультимодальных перевозок на региональном и глобальном уровнях, считаем целесообразным разработку проекта Соглашения о сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море. Полагаем также важным создание Каспийского регионального транспортно-логистического центра как одного из элементов практического осуществления такого сотрудничества.
Уважаемые главы государств!
Бассейн Каспийского моря стремительно превращается в один из крупнейших мировых центров добычи и транспортировки углеводородов. Это – объективная данность, требующая адекватного восприятия. Туркменистан убежден, что сотрудничество прикаспийских государств в энергетической сфере является делом в высшей степени перспективным и многообещающим, способным придать мощный стимул региональному и международному развитию, инвестиционной активности, позитивно влиять на общую геополитическую обстановку в этой части земного шара.
Исходим из того, что на Каспии интересы наших государств в энергетической сфере не имеют глубинных противоречий. И хотел бы особо подчеркнуть, что мы против придания каким-либо нерешенным здесь вопросам политической окраски. Это в полной мере относится к перспективам прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. В этом вопросе необходимо строго придерживаться общепризнанных международно-правовых норм, принципов взаимного уважения и учета интересов партнеров.
Туркменистан твердо убежден, что строительство таких трубопроводов – это суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и потому может осуществляться только с их согласия. Естественно, при соблюдении самых высоких международных экологических норм. Обеспечение прочной стабильности и безопасности является главным условием нашего успешного сотрудничества на Каспии, залогом решения всех существующих вопросов.
Сегодня процесс многостороннего взаимодействия прикаспийских государств, сближения позиций по тем или иным вопросам приобрел системный характер. В этой связи я хотел бы выразить особую благодарность Президентам Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации за их большой личный вклад в дело развития добрососедства и партнерства на Каспии, за конструктивизм и уважительность.
Также выражаю признательность экспертам всех пяти государств за проведенную профессиональную работу по подготовке документов cаммита.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство Астраханской области за гостеприимство и радушие, пожелать этому краю, который является давним экономическим партнером Туркменистана, процветания и благополучия.