От союза четырех к союзу пяти
Читать на сайте Вестник КавказаВ знаменитом турецком курортном городе Бодрум проходит IV саммит Совета сотрудничества тюркоязычных стран. Впервые мероприятие почтил личным присутствием президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Его решение встретиться с коллегами - "родственниками" может означать, что Ашхабад, наконец, созрел для того, чтобы поменять статус наблюдателя и стать пятым членом межгосударственного альянса.
На сегодня в союз тюркоязычных государств входят Азербайджан, Турция, Казахстан и Киргизия. У Туркменистана, как отмечалось, статус наблюдателя, а позиция шестого потенциального члена организации, Узбекистана, и вовсе непонятна. Ташкент и не отказался от альянса, но и особого желания вступить в него не продемонстрировал. Вот и сейчас саммит в Бодруме пройдет без участия представителей Узбекистана.
Как сообщают официальные релизы, программа работы Ильхама Алиева, Абдуллы Гюля, Нурсултана Назарбаева, Алмазбека Атамбаева и Гурбангулы Бердымухамедова очень насыщенна. Более того, в кулуарах IV саммит называют судьбоносным, объясняя столь громкий эпитет важностью документов, которые предстоит подписать президентам. Речь идет о согласовании общей стратегии совместной деятельности тюркоязычных государств в таких сферах, как экономика и образование. Прорывной станет идея создания единого телеканала, если, конечно, она будет реализована. Президенты также должны обсудить механизмы создания зарубежных центров с целью усиления влияния альянса на мировой арене, вопросы, связанные с созданием зоны свободной торговли тюркоязычных государств, а также экспортом энергоносителей в Европу через территорию Турции.
Идея создания альянса тюркоязычных государств никак не могла остаться незамеченной мировыми игроками. И это понятно. На их глазах зарождается объединение родственных государств, отношения между которыми до сегодняшнего дня были по некоторым вопросам небезоблачными, но и никак не перегруженными проблемами. Движущей силой в альянсе является дуэт Баку и Анкары, и вставшая, пожалуй, в один ряд с ними Астана. В экономическом и гуманитарном потенциале Казахстана, равно как и приверженности ко всякого рода масштабным интеграционным проектам его лидера Нурсултана Назарбаева, и не было никаких сомнений. Однако отношения стратегических союзников, Баку и Анкары, давно вышли на такой уровень, что Астане необходимо было некое сильное действие, которое позволило бы если и не вознестись на этот уровень, то приблизиться к нему. И она нашла этот ход.
Нурсултан Назарбаев на недавнем саммите, на котором был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), со всей категоричностью поставил вопрос недопустимости вхождения в организацию Армении с непризнанным Нагорным Карабахом. Тем самым Астана жестко сформулировала свою принципиальную позицию в отношении союзного Азербайджана. Возможно, даже к некоторому неудовольствию Москвы.
Ашхабад также может играть важную роль в союзе тюркоязычных государств, если, конечно, личное участие президента Бердымухамедова не окажется разовой акцией. Предпосылкой активизации Туркменистана может служить определенная озабоченность положением в энергетике, точнее - в экспорте своего газа. Контракты, которые недавно подписали Россия и Китай, при некоторой их неоднозначности, тем не менее, могут привести к тому, что после того как в Китай начнет поступать российский газ, на внутреннем рынке страны будет искоренен его дефицит. В этом случае Пекин, закупающий газ у Ашхабада, может настоять на пересмотре действующих контрактов в том, что касается закупочных цен, а со временем, и полностью переключиться на российский газ. Естественно, Туркменистан хочет быть готовым к такому развитию сюжета, чтобы минимизировать всевозможные риски, связанные с финансовыми потерями. И хотя без урегулирования статуса Каспийского моря осуществление переброски туркменских энергоносителей на азербайджанский берег видится задачей архисложной, поскольку до определения статуса невозможно будет построить необходимый трубопровод, принципиально договориться с партнерами по гипотетическому газопроводу Ашхабаду тоже важно. До сих пор туркменская сторона к этому вопросу относилась не как к задаче первоочередной важности. Теперь, похоже, настало время твердо зафиксировать свою позицию на партнерском уровне, а потом уже думать о том, как расклад с подводным газопроводом изменить в свою пользу, то есть преодолеть вероятное сопротивление Ирана и России.
Пятому участнику бодрумских переговоров – Киргизии, пока уготована судьба "бедного родственника". Страна, явно не обладающая природными богатствами в той мере, в которой ими наделены Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, и не расположенная столь географически выгодно, как Турция, лишенная уже долгое время политической стабильности, очевидно, только и надеется извлечь из союза хоть какую-то выгоду. В ее положении любая помощь со стороны более сильных родственных стран может оказаться существенным подспорьем.
Руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде Саммит совета сотрудничества тюркоязычных государств считает в первую очередь удобным форматом взаимоотношений между странами, родственными по языку и культуре. "Этот проект отличается от многих других тем, что перед его участниками стоят конкретные цели и задачи, а сами члены альянса реально являются равноправными. Также очень важно и то, что межгосударственная организация ни в малейшей степени не ущемляет суверенитет своих членов. Все страны вольны участвовать в любых союзах и блоках, в которых захотят", - сказал Вестнику Кавказа Велизаде.
По мнению политолога, более интенсивной и эффективной деятельности союза тюркоязычных государств мешают, очевидно, различия в договорно-правовых базах, и можно предположить, что в Бодруме президенты затронут вопросы создания общей договорно-правовой базы. Немаловажно и то, считает Велизаде, что подобные контакты на высшем уровне ведут к сближению позиций и возможности по важным актуальным вопросам выступать на мировой арене единым фронтом, отстаивая общие и, одновременно, частные интересы каждой из стран.