Что такое Евразийский экономический союз

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступит в силу через полгода и выведет страны-участницы на более высокий уровень интеграции. Члены ЕАЭС берут обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, вести согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. В итоге будет сформирован общий рынок в 170 миллионов человек, призванный стать мощным центром экономического развития.

"Наш Союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. У стран "тройки" в то же самое время развитая промышленная, индустриальная база, мощный кадровый, интеллектуальный, культурный потенциал. Географическое положение позволяет нам создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии", - заявил Владимир Путин.
А первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не исключил, что в рамках ЕАЭС может быть создан финансовый и валютный союз, но это дело не ближайшего будущего.

Важным моментом считается то, что на всех уровнях принятия решения организации внедряется принцип консенсуса. "Таким образом, голос каждой страны будет определяющим. Кадровая политика органов Союза будет построена с учётом принципа равной представленности сторон и на конкурсной основе для привлечения к этой важной работе наиболее квалифицированных специалистов", - пояснил Нурсултан Назарбаев.

Большинство экспертов считает ЕАЭС перспективным проектом. "Формируемый союз создается на равноправных условиях, и все эти страны, которые в него входят, должны получать определенные дивиденды и преимущества. Наличие успеха, присутствие положительного опыта в дальнейшем будет сказываться на расширении сотрудничества в экономической сфере на евразийском пространстве и присоединении к ЕАЭС все новых стран, за этим последует расширение рынка, что будет полезно для всех стран-участников", - сказал "Вестнику Кавказа" вице-президент Фонда развития евразийского сотрудничества Андрей Смирнов.
Он напомнил, что главная задача ЕАЭС объединение рынков трех стран, в том числе и финансовых. "В Договоре заложены такие ключевые положения, как свободное перемещение рабочей силы, что поможет навести порядок в сфере трудовых мигрантов, и облегчение проведения финансовых расчетов между странами во всем, что связано с торговыми отношениями стран-участниц. Для упрощения взаимодействия экономик и создавался Евразийский экономический союз, так что, если бы Договор создавал какие-либо новые препятствия или границы, я думаю, не было бы смысла так долго трудиться над тем, чтобы снять все противоречия и прийти к его подписанию", - считает Смирнов.

"Какие только обвинения, претензии нам не пришлось выслушать: и что интеграция – это воссоздание советской империи, и что это потеря суверенитетов, и что это гиря на ногах не то у России, если о Белоруссии говорить, не то у Казахстана, и так далее, - посетовал Александр Лукашенко. - Но больше всех досталось Беларуси. Даже сейчас в прессе поднимается шум: "Лукашенко требует уступок, выторговывает бонусы для Минска". (Это я цитирую.) Не то Россия, не то Казахстан в очередной раз взвалит на себя бремя экономических проблем Беларуси. Хочу этой публике сказать: господа, уймитесь! Мы с Россией и Казахстаном – участники совместного, равноправного процесса, и если будем взваливать что-то на плечи друг друга, то это тоже на равноправной основе, это наш дружеский союз".

Доктор политических наук, белорусский политолог Сергей Кизима тоже считает, что ЕАЭС выгоден всем его участникам: "Он поможет воссоздать те экономические условия для ведения экономической деятельности, которые были у Казахстана, России и Белоруссии в рамках Советского Союза. Задача чрезвычайно проста: если в рамках Таможенного союза речь шла о снятии таможенных барьеров, в рамках единого экономического пространства о снятии иных барьеров, которые существовали в рамках перемещения как рабочей силы, так и товаров и услуг, то в рамках евразийской экономической интеграции предполагается, по крайней мере в теории, высшая степень снятия самых разнообразных барьеров, дабы создать благоприятную среду для регионального экономического развития, чтобы экономики Беларуси, России и Казахстана представляли собой единое интеграционное объединение".
Кизима обратил внимание на то, что к подобному экономическому идеалу странам-участницам ЕАЭС предстоит еще пройти долгий путь: "В ходе переговоров, предшествовавших подписанию Договора о создании Евразийского экономического союза, возникла тема изъятий, изъятия остаются на достаточно длительный срок, в частности в области транспортных услуг Казахстан настаивает на их сохранении до 2025 года, так что России и Беларуси придется самостоятельно, в рамках Союзного государства, разрабатывать варианты интеграции по этому направлению для российской и белорусской экономики, исключая казахстанскую. К сожалению, для Беларуси не полностью решен вопрос снятия таможенных пошлин. В ходе последней договоренности президентов России и Беларуси речь зашла о том, что снимают 50% таможенных пошлин на нефтехимическую продукцию, сделанную из российской нефти и экспортируемую за пределы Республики Беларусь с 1 января 2015 года. Кроме этого был обещан кредит, чтобы частично компенсировать те ожидания белорусской стороны в связи с созданием ЕАЭС, которые не оправдались".

Сергей Кизима положительно оценил влияние ЕАЭС на развитие предпринимательства в Белоруссии: "В принципе, белорусы - люди предприимчивые, и сейчас наши бизнесмены с удовольствием интегрируются с экономическими кругами России и Казахстана, тем более что белорусская продукция, в том числе частных предприятий, очень хорошо известна на рынке этих стран. Можно быть уверенным, что их дальнейшая экспансия на российский и казахстанский рынки будет успешно реализовываться. Замечу, что главное препятствие здесь спад экономики, как на постсоветском пространстве, так и в Европе. Чтобы все эти интеграционные преимущества положительно сказались на развитии бизнеса в странах-участницах, необходимо серьезное оживление экономики, в том числе европейской. Увы, в данный момент этому препятствует украинский кризис, который угрожает перспективам выхода Евросоюза и России на серьезный уровень экономического роста".

В основе документа лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации. В ходе заседания высшего Евразийского экономического совета проект "дорожной карты" по присоединению к Таможенному союзу поддержала Киргизия, но просила оказать ей помощь и поддержку, а президент Армении Серж Саргсян заявил, что его страна хочет присоединиться к договору о создании ЕАЭС до 15 июня.
Директор Института Кавказа Александр Искандарян выразил мнение, что вступление в Евразийский экономический союз станет продолжением процесса вступления в Таможенный союз, поскольку ЕАЭС - это попытка некоего логического продолжения Таможенного. "Что касается сущностной части, это довольно большое количество технической работы. Идут соглашения по нескольким позициям, которых немалое количество, и которые надо согласовывать. Эта работа идет, она идет довольно интенсивно, все время кажется, что к какому-то моменту, к какой-то встрече соглашение получится подписать, но все время не успевается. Я, честно говоря, усомнился бы в том, что можно это успеть именно к 15 июня, но исключить такой возможности нельзя. Это зависит от тех пунктов, которые нужно продолжать обсуждать", - заявил Искандарян.