Пейзаж после Саакашвили

Читать на сайте Вестник Кавказа

У главного грузинского курорта Батуми есть природная особенность: весной, поздней осенью и зимой климат здесь гораздо лучше, чем в августе и сентябре, когда идут обильные дожди, мешая курортному сезону. Но прежние власти изрядно постарались, чтобы Батуми был интересен и притягателен в любое время года: все десять лет правления Михаила Саакашвили прошли под лозунгом превращения грузинской черноморской жемчужины в "кавказские Канны". Саакашвили проводил в Аджарии времени больше чем в Тбилиси, утверждая, что Батуми гораздо лучше Ниццы, не говоря уже о Сочи.

Чтобы понять, насколько эти утверждения далеки от печальной реальности, достаточно воспользоваться одной из туристических достопримечательностей аджарской столицы – канатной дорогой на гору, нависающую над городом. Фуникулер введен в эксплуатацию незадолго до смены власти в стране. Многие соратники Мишико считали этот проект серьезной ошибкой президента. Говорят, даже пытались убедить его в нецелесообразности строительства канатки и обзорной площадки на горе, но, как всегда в подобных случаях, не смогли переубедить своего лидера.
Достаточно подняться вверх на гондоле под названием "Арго" и окинуть взглядом Батуми сверху, как тут же становится очевидным, насколько мизерны изменения в городе по сравнению с обветшалостью жилого фонда и разгромленной постсоветской инфраструктурой.

Это в европейских городах могут себе позволить покрасить крыши домов в один и тот же притягательный цвет и установить единый стандарт печек, чтобы город выглядел обворожительным сверху. В Батуми такое невозможно: ветхость слишком бросается в глаза и новостройки сразу утопают в гуще "хрущевок".

Прогуливаясь по красивому бульвару и любуясь на небоскребы, заметить это трудно, но стоит посмотреть на город сверху, как все становится на свои места: вот видна у самого моря громада нового небоскреба Технологического университета. Если смотреть на него с прибрежного бульвара, здание производит очень сильное впечатление. Тем более с непривычки: архитекторы умудрились разместить небольшое "чертово колесо" на самом верху.
Смотрим дальше: вот башня "Мать языка", то есть грузинского алфавита - Мишико, в лучших традициях местного, наивно-провинциального патриотизма, хотел удивить европейцев наличием у грузин уникальной азбуки.
Вот гостиница "Шератон" – некогда самое высокое здание в Батуми. Но строительство небоскреба "Трамп-Туер", возведение которого планировалось рядом, так и не началось - на его месте зияет огромный котлован. Башня батумской "Пьяццы", если посмотреть сверху, тоже утопает во множестве старых, обветшалых зданий.

С вершины горы бросаются в глаза типовые советские пятиэтажки и двухэтажные дома, построенные, бывшие заводы, разгромленные и разобранные на металлолом в первые годы независимости, ряды старых вагонов у местного железнодорожного депо и так далее.
А новостройки Саакашвили приобретают исконный вид островков благополучия и развития в море старья и отсталости. Очень точная и наглядная иллюстрация итогов всего неоднозначного правления третьего президента Грузии не только в Батуми, но в целом по стране, где небольшие островки успешных реформ тонут в океане нерешенных проблем, некоторые из которых лишь усугубились за прошедшие десять лет.