Все дороги ведут к Алиеву
Читать на сайте Вестник КавказаПредседательство Азербайджана в Совете Европы может стать для европейского сообщества шансом приблизить к себе эту южнокавказскую республику. Однако произойти это может лишь в рамках равноправного диалога с правительством в Баку, считает руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа", докторант Берлинского Свободного Университета Орхан Саттаров.
В геополитическом смысле Азербайджану сейчас приходится непросто. Вновь окрепшая в военно-политическом отношении Россия на севере и шаг за шагом выходящий из западной изоляции теократический Иран на юге – не самое удобное соседство для небольшого государства. Обе державы рассматривают расположившуюся на стратегически важной территории и богатую энергетическими ресурсами республику как традиционную сферу собственного влияния. Однажды Россия и Иран уже поделили азербайджанский народ: произошло это после русско-персидской войны, завершившейся подписанием в 1828 году Туркменчайского мирного договора. Впрочем, несмотря на непростое соседство, официальному Баку удалось превратиться в ключевого игрока в обеспечении европейской энергетической безопасности, не испортив, при этом, своих отношений с Россией. Азербайджан также тесно сотрудничает в экономической и военной сферах с Израилем, одновременно сохраняя конструктивные отношения с Тегераном.
Конфликт с Арменией вокруг сепаратистской провинции Нагорный Карабах является основным вызовом, стоящим перед страной. Азербайджан страдает от тяжелых последствий этого многолетнего конфликта с соседней республикой. Наличие миллиона беженцев и вынужденных переселенцев тяжелой ношей ложится на экономику страны, в то время как армянские войска продолжают удерживать под оккупацией Нагорный Карабах и семь прилегающих районов. Хрупкий режим перемирия, достигнутый 20 лет назад при российском посредничестве, вовсе не является гарантией мира. Насколько высока опасность эскалации конфликтов в Южном Кавказе наглядно продемонстрировала российско-грузинская война в августе 2008 года.
Наряду с этим, преимущественно мусульманская страна с ярко выраженными традициями секуляризма в обществе и государственном устройстве подвергается значительному религиозному влиянию из-за рубежа. В частности, в последние годы в Азербайджане все более усиливается щедро финансируемое арабскими монархиями по всему миру салафитское течение. В то время как Европа озабочена собственными джихадистами в Сирии, число азербайджанских салафитов, убитых в боях с режимом Башара Асада перевалило за двести человек.
Несмотря на это, внутриполитическая ситуация в стране считается довольно стабильной. Организованная исламистская оппозиция в Азербайджане еще не сформировалась, в то время как некогда сильная светская оппозиция с 2003 года значительно растеряла свою электоральную базу. Вызывает удивление, что в предположительно демократическом оппозиционном лагере у руля находятся политические фигуры вроде Али Керимли и Исы Гамбара, за последние 11 лет дважды проигравшие президентские и дважды парламентские выборы. Демократические традиции в структурах данных партий вызывают, таким образом, серьезные вопросы.
Политический курс действующего президента Ильхама Алиева, несмотря на зачастую негативные комментарии в западных СМИ, поддерживается большинством населения страны. Согласно проведенному в 2013 году по заказу Еврокомиссии социологического опроса Информационного центра европейской политики соседства, 92% респондентов выразили доверие действующему правительству. Спустя несколько месяцев, Ильхам Алиев победил на президентских выборах, получив более 84% голосов. Сильнейший оппозиционный кандидат Джамиль Гасанлы смог набрать лишь 5,53% голосов избирателей.
Несмотря на критичный отчет наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ об этих выборах, их результаты, похоже, все же отражают политическую действительность в стране. На заявленные широкомасштабные акции протеста против предполагаемых фальсификаций в ходе выборов объединенная оппозиция смогла мобилизовать лишь несколько тысяч своих сторонников. Они приняли участие в согласованных с исполнительной властью столицы митингах. После президентских выборов 2013 года вплоть до сегодняшнего дня наблюдается процесс дальнейшей маргинализации оппозиции – не в последнюю очередь, это связано и с внутренними противоречиями.
Правительство в Баку обладает существенными финансовыми резервами, часть которых аккумулируется в государственном нефтяном фонде и инвестируется в социальные проекты с целью дальнейшего улучшения уровня жизни населения. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на уровень удовлетворенности людей действующим правительством. В обозримом будущем альтернативы команде Ильхама Алиева, похоже, ожидать не стоит.
Таким образом, действующее правительство является единственной возможной стороной переговоров, с которой можно вести эффективный диалог по вопросам прав человека и проблемам демократического развития. Тезисы о поддержке гражданского общества хоть и приятны для европейского уха, но меры по претворению в жизнь демократических ценностей не должны и не могут ограничиваться лишь этим. Без доверительных контактов с политической элитой страны Совет Европы при существующих обстоятельствах не сможет содействовать дальнейшему демократическому развитию страны.
Деятельность и высказывания бывшего докладчика Совета Европы по политическим заключенным, а ныне уполномоченного по правам человека правительства ФРГ Кристофа Штрессера, является в этом отношении хрестоматийным негативным примером. Составленный им список политических заключенных в Азербайджане считался там вершиной непрофессиональной и несерьезной работы с фактами. Некоторые из предполагаемых политзаключенных на момент составления списка были уже давно освобождены, некоторые умерли естественной смертью, а некоторых имен не существовало и вовсе. Помимо этого, в список Штрессера попали и члены террористической организации "Садвал", осужденные за кровавый теракт в бакинском метрополитене в 1990-е. Включение в список "политзеков" "садвалистов" вызвало отчуждение и у рядовых жителей страны. На фоне этого было вполне ожидаемым, что у азербайджанской делегации в Совете Европы нашлось достаточно аргументов, чтобы предотвратить принятие списка Штрессера на голосовании в ПАСЕ.
Политическая элита в Азербайджане была крайне раздражена предвзятостью Кристофа Штрессера, что вовсе не облегчило его работу в качестве спецдокладчика. Помимо этого, на определенное время были существенно подпорчены отношения между Советом Европы и официальным Баку. Отчет Штрессера отчетливо показал, что путь конфронтации с Баку в вопросах демократии не несет успеха.
Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в выступлении в связи с началом председательства его страны в Совете Европы анонсировал, что в ближайшие полгода Баку будет поддерживать развитие трех фундаментальных для организации направлений: права человека, демократия и верховенство закона.
То, что Азербайджан решил идти по европейской модели государственного строительства, с учетом его советского прошлого и стоящих перед ним внутри- и внешнеполитических вызовов, вовсе не является нечто самим собою разумеющимся. Для более доверительного диалога с азербайджанской стороной в вопросах прав человека должны также учитываться и темы, важные как для политической элиты страны, так и для широких масс населения. До сих пор этого, к сожалению, не наблюдалось.
Так, Совет Европы продолжает в значительной степени отстраняться от аспекта прав человека в контексте нагорно-карабахского конфликта. Судьба азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев с территорий, оккупированных другим государством-членом Совета Европы - Арменией, практически игнорируется данной организацией. Распространенный аргумент, что урегулированием конфликта занимается Минская группа ОБСЕ, не представляется убедительным, поскольку гуманитарный аспект и аспект прав человека Минской группой также практически не учитывается.
Председательство Азербайджана в Совете Европы должно, таким образом, восприниматься и использоваться в качестве шанса для "перезагрузки" и переформатирования диалога о правах человека с Азербайджаном. Заявление министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова следует понимать как сигнал о готовности Баку к этому. Сейчас для этого складывается и выгодная политическая атмосфера. Азербайджан готовится принять у себя в 2015 году первые в истории Европейские Олимпийские игры, которые станут грандиозным событием для страны и ее народа. На этом фоне растет и готовность политической элиты Азербайджана обсуждать не только экономическую динамику страны, но и предпринять новые усилия для демократического развития азербайджанского общества.