"Как мы относимся к могилам наших людей, так и к России относятся"
Читать на сайте Вестник КавказаНедавно Владимир Путин утвердил Концепцию государственной политики в сфере содействия международному развитию, объявив такое содействие одним из направлений внешнеполитической деятельности РФ. В документе, в частности, обозначены задачи страны на региональном уровне, среди которых - формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся потенциальных очагов напряженности и конфликтов, развитие интеграционных процессов в СНГ. На пространстве СНГ Россия намерена использовать весь арсенал имеющихся в этой области средств, с особым акцентом на двусторонние механизмы оказания помощи. Глава Россотрудничества Константин Косачёв заявил, что концепция предусматривает кардинальное изменение стратегии выделения денег на донорские проекты в других странах, и потенциально речь идет о 4–5 млрд дол. на ближайшие годы. О работе Россотрудничества на Южном Кавказе Косачёв рассказал корреспонденту "Вестника Кавказа".
- Как строится работа Россотрудничества в Закавказье?
- Разумеется, для нашего федерального агентства Южный Кавказ - одна из приоритетных географических зон. Мы работаем устойчиво, последовательно и в Азербайджане, и в Армении, и в Южной Осетии, и в Абхазии. У нас уже есть утвержденные президентом Российской Федерации, программы расширения сетей Российских центров науки и культуры. В этом году мы предполагаем, помимо столичных, открыть два филиала Российских центров науки и культуры в Гяндже, в Азербайджане и в Гюмри, в Армении. Это уже состоявшееся решение, и мы его совершенно точно реализуем. Так что в этих двух странах у нас уже будет по два центра.
Южная Осетия и Абхазия - более отдаленная перспектива, но совершенно точно мы там будем наращивать [свое присутствие]. Для примера могу упомянуть такое обстоятельство, что в Цхинвале сейчас единственный кинозал - это кинозал Российского центра науки и культуры. Он воспринимается не только как доступ к России, к ее культуре, к ее системе образования и науки, а просто как место, где можно удовлетворить свои духовные потребности. В этом смысле наш центр выполняет значительно более широкую миссию.
- Какие программы вы реализуете?
- Они достаточно многоплановы. С этого года наше агентство приняло на себя функции по отбору студентов, которые приезжают в Россию из-за рубежа. Увеличена квота приема на бюджетные места - на 50%, с 10 до 15 тысяч в целом. Естественно, значительная часть этой квоты приходится на пространство СНГ, на те страны, о которых мы сейчас говорим.
У нашего агентства также в руках программа организации ознакомительных поездок в Россию молодых перспективных лидеров из-за рубежа. И значительная часть приезжает с Южного Кавказа. Мы с этого года из Министерства иностранных дел забрали аналогичную программу "Здравствуй, Россия!" для наших соотечественников, которые, возможно, в России не бывали. Это может быть еще полторы тысячи человек в год.
Разумеется, речь также идет о продолжении реализации федеральной целевой программы "Русский язык", связанной с поставкой учебной, художественно литературы, с переподготовкой учителей-русистов.
Ведется работа в рамках правительственной программы поддержки соотечественников, где у Россотрудничества есть определенный функционал. Здесь мы тоже ориентируемся на соседние для России страны, страны, входящие в СНГ либо относящиеся к этому пространству, имею в виду Абхазию и Осетию.
- Работаете ли вы в Грузии?
- К сожалению, сейчас в Грузии мы не работаем, хотя, на мой взгляд, наша работа там могла бы стать одним из возможных путей выхода из кризиса в российско-грузинских отношениях. Развитие гуманитарной составляющей нашего сотрудничества может идти опережающими темпами по отношению к нормализации политических отношений, восстановлению дипломатических отношений с Грузией.
- За пределами бывшего СССР есть какие-то "нестандартные" проекты?
- В Сербии у нас самый "намоленный" Русский дом, если можно так выразиться. Мы недавно отмечали его 80-летие. Он создавался совершенно в других условиях, теми, кто был вынужден покинуть большевистскую Россию, но в дальнейшем Дом перешел в ведение государства. Сейчас он стал востребованным местом встреч и наших соотечественников и, что самое главное, друзей России, которых в Сербии очень много.
Программы разнообразны, многие из них совпадают с тем, о чем я говорил раньше, но я бы хотел здесь выделить одну историю, которая нам сейчас близка и дорога, мы восстанавливаем, так называемый русский некрополь в Белграде. Это одно из крупнейших захоронений наших соотечественников за рубежом. Там порядка 800 могил, где похоронены такие известные люди, как первый спикер Госдумы Родзянко, барон Врангель. Но дело не в звонких именах и не во вкладе этих людей в историю, а в том, что это наши люди. И так как мы относимся к могилам наших людей, во многом относятся и к России. Мы решили полностью восстановить некрополь и завершить этот проект к 1 августа, к столетию начала Первой мировой войны, потому что многие из упокоенных на этом кладбище воевали на той войне и были ее героями.