В Грузии по-прежнему всех прослушивают?
Читать на сайте Вестник КавказаГрузинским властям не нравится обвинение в "продолжении практики тотальной слежки" за гражданами, о чем свидетельствует резкое выступление премьер-министра страны Ираклия Гарибашвили на заседании правительства, прошедшем 1 мая. Напомним, премьер в ходе него подверг острой критике неправительственные организации за "подрывную деятельность" против государства. В качестве таковой он рассматривает кампанию грузинских НКО "Это касается каждого – нас по-прежнему подслушивают".
Уже давно руководитель Грузии не начинал заседание правительства с критики неправительственных организаций. Тем более с обвинений НКО во "вредительстве". Последний раз такое было на закате президентства Эдуарда Шеварднадзе: предчувствуя приближение "Революции роз" и не имя никакой возможности остановить неминуемо приближающуюся лавину, престарелый политик "отвел душу" на неправительственном секторе: "Зачем им придумывать разные названия? пусть прямо именуются "организацией по свержению и ликвидации президента Шеварднадзе". Так оно будет честнее", - с горькой иронией заявил многолетний правитель.
Его приемник, Михаил Саакашвили, действовал осторожнее: он ни разу открыто не критиковал НКО – хорошо понимая "правила игры" и необходимость сохранения имиджа "строителя гражданского общества в Грузии". Однако в реальности третий президент делал все, чтобы "приручить", а в крайнем случае и жестко блокировать любые попытки превратить "неправительственные организации" в "приводные ремни" оппозиционного движения.
Нынешний руководитель страны - премьер-министр Ираклий Гарибашвили - начал общение с "гражданским обществом" катастрофической ошибкой, обвинив НКО в "подрыве международного имиджа страны" и "провокационной деятельности". В частности, речь идет о широко разрекламированной кампании "Это касается каждого", проходящей под слоганом: "Нас по-прежнему подслушивают!".
Не без оснований считается, что спецслужбы времен президента Саакашвили "переплюнули" всех и вся в контроле над гражданами. Новое руководство МВД обнаружило около 800 гигабайт записей скрытой камерой, бесстрастно фиксирующей эпизоды личной жизни известных политиков, журналистов и деятелей искусства. Некоторые из тайных записей после смены власти даже попали в интернет, спровоцировав грандиозный скандал. Не меньший объем занимали записи телефонных разговоров тех же VIP-персон.
Причем совершенно очевидно, что записи велись не в рамках расследования конкретных уголовных дел, а в политических целях. В последующем оказалось, что "подслушивали" даже самых верных сподвижников лидера. Например, мэра Тбилиси Гиги Угулава.
После смены власти лидеры правящей коалиции "Грузинская мечта" заявили, что позорная практика "тотального прослушивания и подглядывания запрещена раз и навсегда". Сотни дисков с записями уничтожили в присутствии журналистов, однако "въедливые" неправительственные организации потребовали принятия соответствующих законодательных актов, исключающих подслушивание или слежку без согласия суда "по неотложной необходимости", как это мотивировалось при прежней власти.
И тут оказалось, что возможность контроля "в случае необходимости" создает весьма комфортные условия и для нынешней власти. Новое правительство тоже начало ссылаться на соображения национальной безопасности (куда же без них) и борьбы с криминалом, а НКО, в ответ, развернули широчайшую кампанию "это касается и тебя", вызвав гневную реакцию молодого премьера. Причем многие оппоненты уловили "сталинско-бериевскую интонацию" в эмоциональном заявлении Ираклия Гарибашвили.
Политическая борьба вокруг этой темы в Грузии только начинается, но уже можно сказать, что первый ответный ход властей, обвинивших "неправительственный сектор" в "подрывной деятельности", оказался слишком неудачным и проигрышным.