На Ближнем Востоке все спокойно?
Читать на сайте Вестник КавказаГрядущие санкции Запада побуждают Россию не только искать внутренние ресурсы импортозамещения, о чем накануне в ходе годового отчета правительства в Госдуме предупредил премьер-министр Дмитрий Медведев, но и укреплять свои отношения с восточными партнерами. Эксперты-востоковеды собрались сегодня, чтобы обсудить перспективы развития экономических и политических контактов РФ с тремя ключевыми странами Ближнего Востока - Турцией, Ираном и Саудовской Аравией. В фокусе внимания востоковедов оказались текущие внутриполитические процессы этих стран, до сих пор, несмотря на все сложности, избегавших процессов "арабской весны" на своей территории.
Советник заместителя председателя Совета Федерации РФ, посол Андрей Бакланов подчеркнул, что эта тема сегодня актуальна, как никогда. "Дело в том, что эксперты сходятся во мнении, что роль США как супердержавы прошла свой исторический максимум. Дальше мировое развитие будет двигаться азиатскими странами, да и нынешние отношения с Западом подталкивают нас к движению по другим азимутам. Именно страны Ближнего Востока могут стать для России ближайшими партнерами. Между тем, этот регион очень "турбулентный", и его странам, избежавшим "арабской весны", необходимо в среднесрочной перспективе перейти к более активным реформам", - предупредил Бакланов.
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко назвал три вызова "арабской весны", перед которыми сегодня стоят идеологи государств Персидского залива. "Первый вызов, со всей очевидностью, - это Иран с его территориальными претензиями к Бахрейну и намеками в отношении провинции Эль-Хаса в Саудовской Аравии. Сейчас есть данные, позволяющие утверждать, что США, налаживая отношения и Исламской республикой, готовы расплатиться с ним целостностью Саудовской Аравии. Второй вызов - Турция, проталкивающая свою модель социально-политического развития как образца для восточного государства. Третий вызов - появление субъекта, узурпирующего ислам - государство Ирака и Шама, которое создает сейчас на сирийской и иракской территориях исламские эмираты, а ведь именно ислам является ресурсом действующей власти в Саудовской Аравии. Титул короля, как известно, хранитель двух святынь", - поведал Игнатенко.
Старший научный сотрудник РИСИ, эксперт-тюрколог Ирина Свистунова, в свою очередь, рассказала о перспективах турецкого развития. "Экономические успехи и рост демократии позволяют сегодня Анкаре ставить задачу усилить свой вес на мировой арене в целом. Как заявляет турецкий политический истеблишмент, таким образом они восстанавливают свои позиции, утраченные в ходе холодной войны. Безусловно, Турция не зациклена на Ближневосточном регионе, однако сейчас она пытается предложить Ближнему Востоку турецкую модель развития, и "арабская весна" была воспринята ей как шанс укрепления своего влияния в регионе", - отметила она.
Тем не менее, по словам Свистуновой, "арабская весна" сказалась на позициях Турции отрицательно. "После того, как Турция стала одним из лидеров давления на режим Башара Асада, ее привлекательность упала среди ближневосточного населения, ведь ее действия стали ассоциироваться с поведением Запада. Можно с уверенностью говорить о том, что Турция продолжит свою внешнеполитическую активность в регионе, так как убеждена, что способна оказать положительное влияние на регион, но коррективы курса неизбежны. Внутренний запрос на изменение курса сегодня особенно силен, прежде всего в отношении Сирии", - заявила эксперт.
Старший научный сотрудник ИВ РАН, эксперт по проблемам Ирана Владимир Сажин обратил внимание на необходимость укрепления отношения с Ираном в первую очередь, поскольку в ближайшем будущем он может заинтересовать Запад как один из инструментов давления на РФ. "Иран из-за кризиса на Украине получил, как и Китай, наибольшее число дивидендов. Дело в том, что Запад постарается воспользоваться Ираном в новом противостоянии с Россией - уже были намеки от самих иранских официальных лиц об увеличении углеводородного экспорта в Европу. Тогда было сказано, что эти поставки не будут конкурировать с российскими, но это только пока. Есть у Запада и другой козырь: для разработки новых месторождений Ирану, ослабленному санкциями, нужны инвестиции, которые при желании легко найдутся в европейских и американских финансовых структурах. А тот, кто платит, как говорится, тот и заказывает музыку", - заметил Сажин.