Обзор прессы Кавказа (7-12 апреля)

Читать на сайте Вестник Кавказа

На минувшей неделе прошли переговоры президентов Ирана и Азербайджана. Как пишет издающаяся в Баку газета "Каспий", с приходом к власти в Иране нового руководства во главе с президентом Хасаном Рухани в Азербайджане выросли ожидания, что в отношениях между Баку и Тегераном произойдут заметные подвижки в лучшую сторону. Однако то ли азербайджанское направление в иранской внешней политике показалось нынешнему руководству не столь актуальным на фоне решения проблемы выхода из международной изоляции, то ли Азербайджан по-прежнему рассматривается в Иране в связке с другими узловыми вопросами региональных отношений, но активизация контактов с Баку несколько запоздала.
Анализируя итоги визита президента Азербайджана в Иран, автор статьи, политолог Ильгар Велизаде полагает, что отныне отношения между двумя странами могут отличаться от тех, что существовали при прежнем президенте Ирана. Если Ахмадинеджаду было важно продемонстрировать свое превосходство над соседями, не особенно разбираясь в средствах и методах, то Рухани более осторожен в предпринимаемых шагах. Как прагматик, нацеленный на достижение прорывных решений во внешней политике, он вряд ли будет создавать себе проблемы на пустом месте, допуская в непосредственной близости от своих границ новые очаги напряженности. Тегерану важно выработать во взаимоотношениях с Азербайджаном такую линию поведения, которая учитывала бы его собственные интересы. Иран и впредь хочет видеть в Азербайджане прогнозируемого партнера, который даже в сложные периоды двусторонних отношений старался избегать участия в планах по вовлечению в антииранские приготовления своих западных партнеров. Между тем, в Азербайджане ждут от Тегерана конструктивной позиции по региональным вопросам, в том числе и по вопросу карабахского урегулирования.
Для обеих стран важно, чтобы их позиции не стали камнем преткновения для решения узловых проблем региона. В условиях, когда Иран рассчитывает с минимальными потерями выйти из международной изоляции, а Азербайджан - избежать негативного эффекта от украинских событий, напряженность играет не обеим стран. Сейчас важно заполнить новую страницу в отношениях новым позитивным содержанием. Для этого необходимы контакты, в том числе и на самом высшем уровне, уверен политолог.

* * *

Как пишет интернет-газета "Бизнес Грузия", в стране до сих пор не решен вопрос возвращения имущества, незаконно отнятого у бизнесменов прежними властями, в связи с чем пострадавшие продолжают винить нынешнее правительство в отсутствии политической воли в деле восстановления справедливости. Отвечая на эти обвинения, в сентябре прошлого года тогдашний премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что государство, которое в 90% этих случаев выступает в качестве гаранта, не может взять на себя возвращение отобранного имущества или выплату компенсаций, поскольку речь идет в общей сложности о сумме 6–7 млрд лари (3,4-4 млрд долларов). Тогда он сообщил, что зафиксировано порядка 9700 добровольного дарения имущества частных лиц государству, а еще десятки тысяч случаев различных судебных соглашений, также предусматривающих отчуждение имущества.
Бывший глава наблюдательной миссии Евросоюза в Грузии, а ныне советник премьер-министра по правам человека Томас Хаммерберг заинтересовался находящимися на рассмотрении прокуратуры делами относительно случаев незаконного отбора имущества. Он встретился с несколькими грузинскими бизнесменами, представителями неправительственных организаций и делегацией департамента по права человека при ЕС.
Хаммерберг ознакомил их с некоторыми деталями его разговора с главным прокурором Грузии Георгием Бадашвили, который сообщил ему, что количество исков, поданных в прокуратуру по поводу такого рода дел не превышает 500, а также имело место дублирование этих дел.
По мнению одного из участников встречи с Хаммербергом адвоката Ираклия Кереселидзе, очевидно, что разговоры о многих миллиардах были спекуляцией на социальных темах. В итоге до сих пор ни по одному делу нет никакого прогресса. "Тот факт, что в прокуратуре речь идет о нескольких сотнях дел, а не десятках тысяч полностью меняет картину, - сказал Кераселидзе. - Это показывает, что выплата компенсаций вполне возможна, и она не потребует астрономических сумм. Не исключено, что после детального рассмотрение эта цифра будет еще меньше".

* * *

Армянская газета "Новое время" приводит анализ миграционных потоков. Россия пока остается одним из самых популярных направлений для трудовых мигрантов из Армении. Знание языка и культурная близость с народами России помогают легче найти работу и устроиться на новом месте. Сюда направляются до 90% армянских трудовых мигрантов, еще чуть менее 10% едут на Украину, в Белоруссию и Казахстан. На заработки в ЕС и США отправляются единицы.
Кроме того, каждую весну от 60 до 80 тысяч человек выезжает из Армении на сезонные работы. В основном это мужчины в возрасте от 20 до 54 лет. Возвращаясь на родину осенью, они, как правило, и на следующий год отправляются на заработки. Занятые сначала только в строительстве, армяне постепенно освоили торговлю, общественное питание, производство и сферу услуг. Часть из них нередко остается на год, а потом и еще на несколько лет.
В Европу армянские граждане отправляются не работать, а просить политическое убежище. По данным Международной организации по миграции, Армения входит в 40 стран мира, граждане которых чаще всего просят убежище в Евросоюзе. В 2011 году 6037 граждан Армении попросили убежище в ЕС, что на тысячу человек больше, чем в 2010-ом. Во Франции армяне — третья по численности группа соискателей политического убежища после россиян и граждан Республики Конго. Из поданных прошений об убежище удовлетворяются не более 5%. При этом те, кому в убежище было отказано, никуда не уезжают, а остаются в Европе на нелегальном положении. Всего после обретения Арменией независимости в ЕС переехали около 150 тыс. ее граждан.
Учиться армяне предпочитают в России. По данным опроса ОБСЕ, 56% обучающихся за границей армян учатся в России, и только 26% в Евросоюзе. В Европе большинство армянских студентов обучаются за счет принимающей стороны по разным образовательным программам. В Армении обучаются порядка 5300 иностранных студентов, большинство из которых — это армяне из России, США, Сирии, Грузии и Ирана.

* * *

Дагестан стал лидером в РФ по сводному индексу показателя "Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда", применяемому Росстатом для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов.
По данным газеты "Дагестанская правда", в 2013 году в республике построено недвижимости на 6,5% больше, чем в предыдущем году. Как пишет издание, рекордные 1529 тыс. кв. метров жилья - это настоящий прорыв, способный определить развитие в перспективе многих сфер экономики, таких как производство строительных материалов, добыча щебня, камня, песка и других полезных ископаемых. Достигнутый показатель составляет 40% от общего объема введенного жилья по СКФО. Помимо жилья, в Дагестане введено в строй 119 объектов соцкультбыта - школ, детских садов, учреждений здравоохранения, спорта и др.
Ряд инвестиционных проектов реализован в стройиндустрии. Самый значимый из них - завод по производству стекла в поселке Тюбе Кумторкалинского района. В Махачкале построены завод по производству газобетонных блоков производственной мощностью 500 куб/м в смену и завод по выпуску строительных материалов технологии "Несъемная опалубка", в Буйнакском районе – цементный завод годовой мощностью более 110 тыс. тонн. Реализация этих проектов позволила создать дополнительно более 1500 рабочих мест.
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана утвердило генпланы городских округов, городов Хасавюрт, Буйнакск, Дербент, Избербаш, Южносухокумск, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Дагестанские Огни. В Махачкале еще ведутся подготовительные работы и сбор данных для соответствующей корректировки генплана. Всего утверждены генпланы для 75 поселений республики, на стадии разработки и утверждения находятся еще для 74 поселения 11 муниципальных районов, сообщает издание.

* * *

Как информирует газета "Кабардино-Балкарская правда", парламент республики принял закон "Об образовании в КБР", в соответствии с которым в государственных и муниципальных образовательных учреждениях кабардинский и балкарский языки будут изучаться с первого класса в качестве обязательного учебного предмета детьми, для которых тот или другой язык является родным. Также гарантируется право на получение образования на родных языках в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В связи с этим, представители координационного Совета адыгских общественных объединений и Ассоциации преподавателей адыгского языка, которые считают, что молодежь республики недостаточно владеет родными языками, выдвинули требование, сделать обязательным преподавание в школах по всем предметам на родных языках по седьмой класс включительно.
В публикации говорится, что это требование вызвало скептическое отношение со стороны большинства работников образования и представителей общественности республики. "Если в законе РФ "Об образовании" уже определено, что обучение в образовательных учреждениях ведется на государственном языке, - говорит заместитель начальника управления образованием администрации Прохладненского района Татьяна Золко, - то закон КБР не может ему противоречить. У нас есть закон "О языках народов КБР", есть региональный компонент в базисном учебном плане, им предусматривается изучение языков, культуры и истории народов, а также географии нашей республики. Кроме того, отводятся обязательные часы на изучение одного из государственных языков Кабардино-Балкарии".
Начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР Ирина Темрокова пояснила, что на сегодняшний день в республике учителей, имеющих соответствующую подготовку для преподавания на родных языках предметов, а также учебных материалов нет. К тому же, до сих пор предложений о переходе на обучение на родных языках со стороны родителей в министерство не поступало.
Председатель общественной организации "Алан" Суфьян Беппаев считает, что изучать родной язык, надо, но нельзя вменять это в обязанность, распространяя на остальные предметы. Нужно исходить из интересов детей и их будущего, когда им нужно будет продолжать учебу в вузах страны.