Москва-Киев: за и против федерализации Украины

Читать на сайте Вестник Кавказа

На фоне провозглашения на востоке Украины трех республик – Донецкой, Луганской и Харьковской – эксперты Москвы и Киева собрались сегодня вместе, чтобы еще раз обсудить перспективу федерализации Украины. В круглом столе принял участие первый проректор Финансового университета при Правительстве РФ Константин Симонов, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Беспалько, политолог Сергей Михеев, заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов и директор независимой экспертно-аналитической организации "Институт политического анализа и международных исследований" Сергей Толстов.

Так, Богдан Беспалько в первую очередь заметил, что в рамках модели украинского национализма Украина должна представлять собой унитарную державу, построенную по принципу нациократии – и именно в рамках этой логики соглашение на федерализацию невозможно. Сергей Михеев в дополнение к этим словам обратил внимание на то, что внутренняя дифференциация регионов страны сохранится и будет только нарастать, и потому "те, кто выступает за федерализацию, выступают за сохранение Украины в нынешних границах".

В ответ Сергей Толстов подчеркнул, что федерализовать Украину лучше в условиях стабильной власти – "при наличии учредительного собрания, когда новая Конституция не будет писаться "на коленке". По его словам, киевским экспертам сложно спорить с доводами Москвы, "но ситуация в стране отнюдь не настолько безнадежна: крымский случай во многом уникален, и там присутствовал ряд нюансов, не характерных для Донецка и Луганска".

"Власть будет пытаться максимально использовать диалог с элитами на Юго-Востоке, скорее всего, по следам этих событий проект Конституции будет изменен. Власть в Киеве сейчас готова идти на децентрализацию, но каким именно способом – сказать пока трудно. Если говорить о конкретных правовых механизмах, то референдум, проведенный в нескольких областях, не сделает Украину федеративным государством. В целом создание федерации требует согласия основных политических групп, скажем, если Ринат Ахметов не скажет, что он готов на федерацию, то Донбасс не проголосует", - уверен Толстов.

С точки зрения Константина Симонова, никто в Украине сегодня не желает децентрализации власти. "Эта идея является неким обманом, чтобы не менять Конституцию. Между тем идея федерализации представляет собой попытку применить те европейские ценности, о которых часто говорят в Украине. В свою очередь, жесткий подход к национальным меньшинствам, которых, на самом деле, не так мало, плохо соотносится со все теми же европейскими ценностями, равно как и отказ дать большую автономию требующей этого области", - заявил он.

Андрей Бакланов предложил украинским дипломатам и политикам как можно меньше консультироваться с внешними игроками и больше рассчитывать на свои собственные решения. "Увы, с "арбитрами" дело обстоит плохо - в других точках на Земле мы много раз видели, что их посредничество ни к чему хорошему не приводит. Скажем, заседание в ПАСЕ показало неприглядную картину тех сил, которые рвутся разрешить ситуацию на Украине. Каждый кризис подобен нарыву – в Украине он пока не дошел до критической точки, важно в это время не допустить массового кровопролития. И с точки зрения перспектив мирного урегулирования федерализация - один из оптимальных путей", - подчеркнул дипломат.

"Федерализация могла бы стать тем компромиссом, который решил бы многое, по крайней мере, он намного оптимальнее, чем попытка продолжать делать вид, что Украина едина. Между тем, сегодня отчего-то возникло совершенно ложное впечатление, будто идея о федерализации была "подброшена" из Москвы. Хочу напомнить, что подобный проект был прописан еще при Леониде Кучме – она не выскочила, как черт из табакерки, сегодня", - сказал Сергей Михеев. Сергей Толстов согласился с этим напоминанием: "хочу дополнить, что в администрации Януковича вопрос федерализма обсуждался в 2010 году, но потом все затихло", заключив, что федерализация Украины в любом случае лучше, чем то, что происходит в стране сейчас.