Инфраструктурные связи между Украиной и Крымом трудно заменить
Читать на сайте Вестник КавказаВчера генассамблея ООН приняла резолюцию по Украине, в которой признала референдум в Крыму как не имеющий юридической силы и призвала все страны "воздержаться от действий, направленных на признание этого статуса". За резолюцию проголосовали представители 100 стран, против - 11 (Армения, Белоруссия, Боливия, Куба, КНДР, Никарагуа, Россия, Судан, Сирия, Венесуэла и Зимбабве), 58 (государства Латинской Америки и Африки) воздержались.
Но в России вхождение Крыма в ее состав считают невозвратной ситуацией. О потенциальном экономическом эффекте от присоединения полуострова, санкциях против России и постсоветской интеграции "Вестнику Кавказа" рассказал директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.
- Какой может быть экономический эффект от присоединения Крыма к России?
- Первоначально включение Крыма в состав РФ будет сопряжено с большими издержками. В перспективе всё, конечно, будет хорошо. Там есть проблемы с электроэнергией, есть проблемы с водой. Инфраструктурные связи между Украиной и Крымом будет трудно заменить. Все это решаемые вопросы, но, конечно, это все потребует денег. Ну и, конечно, надо исходить из того, что жизненный стандарт на Украине раза в три ниже, чем в России. И они рады получить тот стандарт, которым пользуются россияне. Но это потребует опять дополнительных денег из бюджета страны, может быть, несколько миллиардов долларов. Причем нужны государственные инвестиции, потому что частные инвесторы будут, наверное, но не очень активно участвовать. Наверное, форма ГЧП будет очень уместна.
А в долгосрочной перспективе, если в Крыму будет свободная экономическая зона, если не разворуют инвестиции, если построят современные туристические объекты, то всё будет замечательно. Уровень жизни можно быстро поднять, повысить пенсии, зарплаты бюджетникам.
- Как экономические санкции, введенные против России, могут сказаться на ее отношениях со странами Южного Кавказа?
- Санкции работают в две стороны. Мы во взаимозависимом мире, здесь президент наш прав, и здесь надо все время выбирать, искать баланс между наказанием и наказанием самого себя. Мне кажется, де-факто эти республики признают этот наш акт [присоединения Крыма], но де-юре я не очень уверен.
Грузия будет больше солидаризироваться с НАТО, Азербайджан, может, будет более нейтральную позицию занимать, Армения поддержит нас, наверное, и де-юре, потому что мы - гарант ее безопасности.
***
Говоря о постсоветский интеграции, Гринберг заметил, что "синдром старшего брата нам трудно изживать. Я всегда был на стороне тех экспертов, политологов и экономистов в России, которые считают, что за интеграцию надо платить. Мы часто говорим, и в связи с украинской ситуацией, что американцы и европейцы образовывают всякие фонды, выдают гранты. Но это нормальная практика. А Россия очень отстает в этом плане, считая, что исторических уз достаточно. С другой стороны я понимаю наше руководство, потому что бывает так, что финансы, которые затрачивает страна, не ведут к эффективной интеграции, а какая-то страна привыкает к этой форме помощи, и ничего не происходит. Если мы хотим консолидировать постсоветское пространство вокруг России, то Россия должна быть щедрой. Другое дело, что разной ситуации может быть по-разному. Сейчас, например, по-другому может быть в связи с украинской историей. Надо Крым поднимать".