Крым активизирует экономический диалог России и Южного Кавказа
Читать на сайте Вестник КавказаВероятные экономические санкции Евросоюза против России послужат дополнительным стимулом для диверсификации структуры российского экспорта и, как следствие, для усиления сотрудничества со странами Южного Кавказа, - заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" сопредседатель открывшегося сегодня Московского экономического форума, профессор экономического факультета МГУ Александр Бузгалин.
"Безусловно, этот вопрос будет решаться каждой страной самостоятельно. При этом, поскольку для России этот диалог необходим, если региональные партнеры решат, что участие в тех или иных формах евразийской интеграции для них является стратегической задачей, то РФ будет еще более ориентирована на такой диалог. То есть со стороны России, на мой взгляд, появляются новые импульсы для расширения диалога со странами Южного Кавказа, равно как и странами других регионов", - заявил он.
По оценке другого сопредседателя МЭФ, директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, степень вовлеченности той или иной страны Южного Кавказа в новый экономический диалог с Россией будет зависеть от политического фактора. "Мне кажется, де-факто присоединение Крыма к России будет признано, но насчет де-юре я не очень уверен. Ясно, что Грузия будет больше солидаризироваться с НАТО, Азербайджан традиционно займет более нейтральную позицию, а Армения поддержит нас и на юридическом уровне, ведь РФ как член ОДКБ является гарантом ее безопасности", - заметил он, добавив, что примерно в том же ключе будет развиваться и экономическое сотрудничество.
Что касается экономических выгод России от включения Крыма в свой состав, оба эксперта оценили это историческое событие как противоречивое. "Эффект, очевидно, амбивалентный, потому что, с одной стороны, это богатейший прекрасный край, где я сам всегда отдыхал и работал в филиале МГУ. Но есть и огромное количество проблем: финансовая перестройка, инфраструктурная перестройка, многие другие неразрешенные вопросы крымской экономики. Так что, скорее всего, по части выгод Крым будет для нас, как минимум, 50 на 50, причем с лагом во времени: сначала больше потерь и экономических затрат, потом, я надеюсь, при умной политике будет совместный хороший позитивный эффект", - сказал, в частности, Бузгалин.
Аналогичного взгляда придерживается и Гринберг. "В Крыму есть проблемы с электроэнергией, с водой, и вообще по части инфраструктурных связей с Украиной - будет трудно все это заменить на российское. Все это решаемые вопросы, но потребует денег. Также надо исходить из того, что жизненный стандарт на Украине раза в 3 минимум ниже, чем в России, и крымчане, конечно, рады получить тот стандарт, которым пользуются россияне – но и это потребует довольно серьезной суммы из бюджета страны, может быть несколько миллиардов долларов. Однако в долгосрочной перспективе, если это будет свободная экономическая зона, и инвестиции не разворуют, а построят на них современные туристические объекты, от Крыма будет экономическая отдача", - уверен он.