"Бросок льва": предвыборная кампания партии Эрдогана

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Турции стремительно приближается к своему концу агитационная кампания перед выборами в местные органы власти, которые пройдут в это воскресенье. Особое значение эти выборы имеют для правящей Партии справедливости и развития (ПСР), а также для ее лидера, харизматичного премьер-министра страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Поражение на них будет означать начало конца для его власти. Репутация премьера и правительства пострадала из-за беспорядков на площади Таксим в мае прошлого года, которые все еще отзываются демонстрациями в разных частях Турции (как было, например, 11 марта в связи с известием о смерти раненного на площади подростка). Масла в огонь подлил и коррупционный скандал, касающийся, в том числе, и лично Эрдогана.

Премьер-министр, очевидно, осознает угрозу потери власти и вкладывает большие силы в идеологическое контрнаступление с целью мобилизации своего электората. Этой цели служит целый ряд действий, в том числе и несвязанных с предвыборной кампанией напрямую.

Во-первых, в речах Эрдогана стал всплывать в негативном контексте опальный общественный и религиозный деятель Фетхулла Гюлен, а также общество последователей его идей "Хисмет". По сути дела, они подозреваются в антигосударственной и антиправительственной деятельности. Поскольку четкой структуры и определенной идеологии движение сторонников Гюлена не имеет, Эрдоган вступил в бой с противником, которого очень сложно выявить и раз и навсегда избавиться, но который при этом создает у электората ощущение постоянной опасности и подталкивает его искать защиты у ПСР.

Во-вторых, агитационные материалы, используемые ПСР в ходе избирательной кампании, играют, прежде всего, на патриотизме граждан. Чтобы задеть нужные струны в душе избирателя, партия не остановилась даже перед нарушением закона о выборах. Речь идет об использовании в предвыборном ролике государственной символики, а именно турецкого флага. Из-за этого ролик был запрещен Высшим избирательным советом Турции, а Эрдоган, в свою очередь, пообещал "запретить этот запрет".

В-третьих, за распространение критики премьер-министра на территории Турции была заблокирована сеть Twitter. Реальное воздействие этой меры оказалось незначительным, однако в агитационном контексте она способствует нагнетанию у электората ощущения невидимой угрозы общественному порядку, распространяющейся через Интернет.

В-четвертых, сбитый на днях за нарушение воздушного пространства Турции сирийский военный самолет можно считать символом того, что Эрдоган готов защищать свою страну не только словом, но и делом.

В результате, избирательную кампанию ПСР и действия Эрдогана можно трактовать таким образом, что они направлены на мобилизацию чувства патриотизма в электорате и создание образа страны, которая должна защищаться от врагов, причем зачастую неявных. Если такая оценка верна, то партия премьер-министра привлекла самые мощные из возможных инструментов агитации, чтобы перекрыть доводы оппонентов и привлечь на свою сторону общественное мнение. Остается лишь дождаться выборов и посмотреть, оказалась ли верна ставка ПСР на игру с патриотизмом и чувством опасности в гражданах.

Однако в случае победы правящая партия встретит новый вызов, который она сама же себе и организует. Сейчас Эрдоган призывает электорат сплотиться вокруг его партии во имя великой Турции. Сможет ли он блеснуть этим величием после победы ПСР? Время покажет.