Грузия не хочет стать разменной монетой в отношениях НАТО и РФ
Читать на сайте Вестник КавказаОчередной саммит Североатлантического альянса состоится 4-5 сентября 2014 года в Южном Уэльсе. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен анонсировал, что там "мы отметим завершение в конце 2014 года нашей миссии ISAF, а также новый этап нашего взаимодействия в Афганистане. Мы будем предпринимать дальнейшие шаги по модернизации нашего альянса, чтобы он оставался сильным, гибким и готовым к любым вызовам безопасности. И мы подтвердим связь между Европой и Северной Америкой, которая является источником нашей силы, нашей безопасности и нашего успеха". Однако в Тбилиси надеются, что в ходе саммита получат "дорожную карту" по вступлению в НАТО. Возможно ли это в свете украинских событий? На этот вопрос "Вестнику Кавказа" ответили политолог Петре Мамрадзе и военный эксперт Теона Акубардия.
"Вестник Кавказа": Петре, насколько реально предоставление Грузии MAP в Уэльсе и могут ли повлиять на решение членов НАТО события на Украине?
Петре Мамрадзе: Разумеется, могут повлиять и уже влияют в части риторики. Риторика ужесточается. Но предоставление Грузии "дорожной карты" все же крайне маловероятно. Просто, сейчас НАТО необходимо продемонстрировать в свете последних событий и решений российского руководства, что альянс обращает больше внимания на постсоветские страны и старается их поддержать. Для них такая необходимость существует в имиджевом плане. Но о реальном сближении Грузии с НАТО, тем более о полноправном членстве никто не говорит и речи об этом быть не может.
Что касается самого MAP, который часто называют "дорожной картой", считаю ажиотаж по этому поводу чрезмерным, поскольку MAP – это фикция, которая никого ни к чему не обязывает. Члены НАТО не берут на себя никаких обязательств по защите страны, получившей "дорожную карту", предпринимать какие-то особые действия кроме, может быть, выражения озабоченности и так далее.
"Вестник Кавказа": Теона, есть ли симптомы того, что в результате украинского кризиса ведущие европейские державы – Франция и Германия - могут изменить свою позицию о нецелесообразности предоставления Грузии MAP, чтобы окончательно не рассорится с Москвой, ведь Кавказ не менее важный для России регион, чем Крым и Украина?
Теона Акубардия: Вопрос расширения НАТО на Кавказ был одним из факторов начала августовской войны 2008 года. Об этом говорил и тогдашний президент России Медведев. Что касается MAP, тут определяющей стала позиция ведущих европейских держав – Франции и Германии. Я бы назвала их "странами-скептиками". Но в свете последних событий вокруг Украины, возможно они могут смягчить свою позицию относительно сближения с Грузией. Во всяком случае, сейчас я не жду никакого обострения отношений между Россией и Грузией по поводу MAP. Премьер-министр нашей страны Ираклий Гарибашвили заявил, что никакой опасности для Грузии сейчас нет и грузинские власти намерены действовать на фоне украинских событий так, чтобы укрепить безопасность и гарантии международного сообщества.
Несколько американских конгрессменов обратились к Белому дому с призывом предоставить Грузии MAP. Этот вопрос вполне может быть включен в повестку предстоящего саммита, что само по себе немаловажно. А каким будет окончательное решение, покажет ближайшее будущее.
Примечательно, что официальные власти высказываются по этому поводу более чем осторожно. Например, глава парламентского комитета по международным делам Виктор Долидзе, будучи убежденным сторонником вступления Грузии в НАТО, сделал весьма странное, на первый взгляд заявление: "Мы не согласимся с обменом "Крым – России, а Грузия – в НАТО"". Думается, в этой фразе проявилось не только стремление избежать завышенных ожиданий по поводу предстоящего саммита, но и нежелание лишний раз раздражать Москву. Тем более что с MAP и готовностью западных стран найти еще один повод для ссоры с Москвой, действительно не все ясно, а Грузия не хотела бы вновь оказаться "разменной монетой".