Как Украина Грузии "помогла"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Отношения Москвы и Тбилиси, не придя толком в более-менее приличное состояние, вступили в фазу отката. Очередная встреча замминистра иностранных РФ Григория Карасина и спецпредставителя Грузии по улучшению отношений с Россией Зураба Абашидзе отложена на неопределенный срок. По официальной версии, из-за событий на Украине.
Запланированный в Тбилиси спектакль театра Сергея Безрукова, недавно с большим успехом выступавшего в грузинской столице, отменен Палатой культуры Грузии.
Депутат парламента Грузии, член коалиции «Грузинская мечта» Тина Хидашели на заседании политического комитета ПАСЕ в Стокгольме потребовала задействовать против РФ все предусмотренные уставом Совета Европы санкции.
Госминистр Грузии по вопросам евроинтеграции Алексии Петриашвили заявил, что до конца весны в Тбилиси с официальным визитом прибудет госсекретарь США Джон Керри. Он не опроверг распространившуюся информацию о том, осенью в ходе саммита НАТО в Уэльсе Грузия может получить План действий по членству в альянсе (ПДЧ).
Российские военные в Южной Осетии возобновили воздвижение простых инженерных сооружений по границе с Грузией.

Такова хроника российско-грузинских событий не за неделю, а всего за сутки. Все они прямо или косвенно связаны с российско-украинским кризисом, событиями в Крыму, и не могут не вызывать озабоченности.
В том, что очередная встреча Абашидзе и Карасина в очередной раз перенесена, страшного нет ничего. Возобновление регулярного авиасообщения в принципе может подождать. Ничего особенного не произойдет, тем более что самолеты летают и так. Пусть и на чартерной основе. Другое дело, что вопрос возобновления регулярного авиасообщения и облегчение или упразднение визового режима со стороны России для граждан Грузии, по большому счету последние важные вопросы, которые сегодня могли бы обсудить дипломаты. Все прочие упираются в проблематику восстановления грузино-российских отношений в полном объеме. Тут позиции сторон диаметрально противоположны. Они выдвигают взаимоисключающие предусловия: Москва требует, чтобы Грузия смирилась с новой реальностью, т.е. отказалась от притязаний на воссоединение Абхазии и Южной Осетии, а Тбилиси, в свою очередь, настаивает на том, чтобы Россия отозвала признание суверенитета бывших грузинских автономий. Никто уступать не намерен. Процесс заходит в логический тупик.

Сергей Безруков еще несколько месяцев назад ходил в друзьях в Грузии. Поэтому отмена гастролей неприятна вдвойне. «Никогда в Грузию не привезу ни одного актера, кто примет антидемократическое решение перед нашей страной, в любой форме. Поддержка Безруковым заявления деятелей культуры РФ действий президента РФ Владимира Путина по оккупации украинских земель, равнозначна поддержке им оккупации Абхазии и Цхинвальского региона», - объяснил причину отмены гастролей президент Палаты культуры Давид Окиташвили. Собственно, письмо Путину подписано не только Безруковым, а многими видными деятелями российской культуры. Возможно, легче назвать тех, кто воздержался. Так что, объявив о том, что дорога в Грузию всем им закрыта, Давид Окиташвили нанес чувствительный удар по российско-грузинским культурным связям. Как раз именно в этой сфере отношения между Москвой и Тбилиси продвинулись наиболее заметно.
Кстати, и грузинский Национальный балет отменил свои выступления в Москве в знак протеста против событий в Крыму.

В требовании депутата Тины Хидашели ввести санкции против России из-за действий на Украине, нет ничего сенсационного. Санкции будут введены или нет - не зависит от позиции грузинского депутата. Такие вопросы решают другие люди, с другим статусом и политическим весом. Личное же отношение депутата грузинского парламента от Республиканской партии, входящей в правящую коалицию «Грузинская мечта», к Москве, равно, как и самой Республиканской партии – общеизвестно. Это наиболее прозападное крыло «Грузинской мечты». Настолько прозападное, что местные наблюдатели затрудняются сказать, какая разница между республиканцами и бывшей партией власти – «Единым национальным движением».

Эксперт по российско-грузинским отношениям Котэ Чиквиладзе, комментируя происходящее, не был многословен и ответственность возложил на грузинскую сторону: «Последние события лишь подтверждают, что между бывшими властями и нынешними практически нет расхождений». По мнению эксперта, противоречия между ними носят личностный характер, демонстративно раздуты, а по основным вопросам – никаких различий. Новые власти продолжили гнуть линию «националов» на конфронтацию с Россией и одновременно на интеграцию с НАТО. «Эта политика ничего хорошего до сих пор Грузии не принесла и не принесет», - сказал «Вестнику Кавказа» Чиквиладзе.

То, что Грузия не собирается разворачивать внешнеполитический вектор, было известно еще от Бидзины Иванишвили, убравшего с политической авансцены Михаила Саакашвили, в президентство которого Москва не собиралась вести с Тбилиси никаких разговоров. Для Тбилиси приоритетом по-прежнему остается интеграция в западные структуры. Собственно, это и стало глубинной причиной обострения отношений с Россией, завершившегося разрывом.

После августовской войны 2008 года бравурных заявлений грузинских руководителей о скором вступлении в НАТО стало значительно меньше. Меньше стало и ободряющих соответствующих по смыслу месседжей от Запада. Более того, они, и без того лишенные конкретики приобрели совсем уж расплывчатый смысл – типа, да, когда-нибудь Грузия вступит в альянс. Но теперь в прессу просочилась информация о том, что в ходе недавнего визита в США премьер-министр Ираклий Гарибашвили получил чуть ли не гарантии того, что на саммите НАТО осенью в Уэльсе Грузия обязательно получил ПДЧ. Эта внезапная поспешность, если, конечно, информация соответствует действительности, однозначно объясняется событиями в Украине. США – главный покровитель Грузии на международной арене, хочет во что бы то ни стало, вывести свой южнокавказский форпост из-под возможного давления России.

Однако встает закономерный вопрос: Грузия готова отказаться от притязаний на восстановление территориальной целостности и смирилась с утерей Абхазии и Южной Осетии, предпочтя вступление в НАТО? Ведь общеизвестно, что Североатлантический альянс избегает приема в свои ряды новых членов имеющих такого рода проблемы, не желая почем зря быть втянутым в тлеющие конфликты.

Эксперт по военным вопросам Вахтанг Маисаиа на этот вопрос «Вестника Кавказа» ответил следующим образом: «Предоставление ПДЧ - не гарантия того, что страна-получатель непременно вступит в НАТО. Да, ПДЧ является последней стадией перед членством в альянсе, но сам он при этом представляет собой 5-этапную интеграционную модель. Чтобы ПДЧ считался выполненным, страна, претендующая на вступление в НАТО, а их называют аспирантами, должна прийти в политическое соответствие с линией НАТО; соответствовать также по экономическим параметрам; информационной безопасности и безопасности в целом; соответствовать уровню альянса в военном строительстве и военной политике; провести юридическую гармонизацию – выстроить собственное внутреннее и международное законодательство соответственно законодательству НАТО». По словам Маисаиа, возможным получением ПДЧ в Уэльсе Грузия будет «обязана» украинскому кризису.

Еще раз подчеркнув, что ПДЧ не является гарантией членства в НАТО, эксперт напомнил: «Например, Македония была полностью готова к членству, но ее вдруг заблокировала Греция, опротестовавшая само название страны – по аналогии с известной собственной исторической провинцией. И хотя Македония как-то изменила название, вопрос ее принятия в НАТО был отложен, и не известно на сколько». Маисаиа согласился, что у Грузии более мутная перспектива с учетом абхазского и югоосетинского факторов. Стоит также отметить, что одного желания США, каким бы оно сильным не было, недостаточно, чтобы преодолеть вероятные барьеры. Тем более что такие страны как Германия и Франция еще недавно выступали категорически против принятия Грузии в НАТО. Видимых предпосылок для изменения позиции у Берлина и Парижа, несмотря на украинский кризис, нет – из-за грузинских территориальных проблем они точно не желают быть втянутыми в противостояние с Москвой. Досадно, если в Тбилиси опять допускают неточность в оценке ситуации и могут прийти к еще одной серьезной ошибке.