Безопасность на Южном Кавказе: взгляд из Армении

Читать на сайте Вестник Кавказа

Несмотря на то, что на Южном Кавказе по-прежнему не находят своего решения сразу несколько территориальных конфликтов, на сегодняшний день вопрос о дестабилизации региона и снижении уровня обеспечения безопасности не стоит, - заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" директор Института Кавказа Александр Искандарян и Директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров в продолжении цикла бесед с региональными экспертами о южно-кавказской безопасности.

"Я не думаю, что сейчас существуют какие-либо серьезные угрозы, связанные с конфликтами, в регионе. Если говорить о внутрикавказских конфликтах, то во всех трех ситуацию, конечно, нельзя назвать блестящей, но она довольно стабильная. Достигнут некий баланс взаимодействующих внешних и внутренних сил, и он поддерживается таким образом, что какое-либо нарушение этого баланса в кратко- и среднесрочной перспективе, мне кажется, вряд ли возможно", - подчеркнул Александр Искандарян.

При этом, по словам Александра Маркарова, определенное беспокойство в плане обеспечения безопасности в регионе вызывает его постоянная милитаризация в связи с неразрешенными конфликтами. "Помимо этого, вопросы, связанные с безопасностью, завязаны, в том числе, и на внутренних проблемах. Социально-экономические проблемы практически во всех странах Южного Кавказа носят постоянный характер, а это затрагивает не только внутреннюю стабильность, но и региональную тоже. Однако сегодня ни о каком социальном взрыве в наших странах говорить не приходится", - уверен эксперт.

Оба эксперта выразили сомнения относительно создания внеблоковой системы безопасности на Южном Кавказе с участием России, Турции и Ирана, указав на одну и ту же причину - разногласия между последними двумя странами. "Мне трудно представить такой формат, в котором можно объединить Турцию, члена НАТО, Россию, члена ОДКБ, и Иран. И ведь это еще и должно устраивать другие центры мировых сил, прежде всего США. При этом фактически такого рода формат уже существует уже почти 20 лет, ведь безопасность региона строится в том числе и на схемах взаимодействия этих внешних сил, в том числе их соперничестве, я бы только прибавил еще США и ЕС", - отметил Искандарян.

"Турция и Иран исторически, геополитически имеют разное видение и разное позиционирование себя в регионе и не видят друг друга в качестве союзников. Возникновение подобного формата южно-кавказской безопасности кажется практически невозможным, поскольку сами страны Южного Кавказа во взаимоотношениях с Турцией, Ираном и Россией придерживаются порой диаметрально противоположных позиций. Так что существование данного регионального формата в качестве системы обеспечения безопасности видится с большим трудом", - выразил мнение Маркаров.

Однако стабильность в регионе, которую видят эксперты, вовсе не означает мира на Южном Кавказе, и вот о достижении мирного состояния, по их мнению, говорить придется еще не скоро. "К большому моему сожалению, если под словом "мир" понимать юридическое урегулирование конфликтов, соглашение между собой всех сторон, открытие всех границ и передвижение товаров и услуг по всему Кавказу и за его пределами - это в современной политической реальности совершенно невозможно. Ни одно грузинское правительство в обозримом политическом будущем признать независимость Абхазии и Южной Осетии не сможет - это будет угрозой для самого этого правительства. России отозвать признание Абхазии и Южной Осетии тоже, мягко говоря, сложно. Азербайджанскому правительству - любому, я не говорю о конкретных людях - признать независимость Нагорно-Карабахской республики невероятно. Армении перестать быть гарантом в том числе и безопасности Нагорного Карабаха тоже невероятно", - пояснил причины такого пессимизма Александр Искандарян.