Европа с подозрением смотрит на Тимошенко
Читать на сайте Вестник КавказаВыход на свободу бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, сразу же после освобождения вступившей в политическую борьбу за повисшую в воздухе власть на Украине, был неоднозначно встречен в Европе. Хотя освобождение экс-премьера было одним из главных требований Брюсселя к теперь уже низложенному правительству Виктора Януковича, это вовсе не означает, что Запад непременно хочет видеть ее на посту нового президента.
Так, довольно симптоматична реакция ведущих немецких СМИ, в той или иной степени отражающая генеральную позицию официального Берлина. К примеру, близкое к немецким консерваторам издание Die Welt опубликовало материал под заголовком "Как Янукович – но симпатичнее и с косой", в которой рассказывается о недоверии простых украинцев к личности Тимошенко, ассоциируемой народом с олигархическими элитами страны.
Другое авторитетное издание, Frankfurter Allgemeine Zeitung, разместило на своем веб-ресурсе статью, где Тимошенко называется "газовой принцессой", против которой были заведены уголовные дела в связи с уклонением от налогов и коррупцией. Ведущее немецкое издание Spiegel в статье "Меркель скептически смотрит на Тимошенко" утверждает, что канцлер ФРГ Ангела Меркель в телефонном разговоре "фактически призвала к порядку" Тимошенко. "Тимошенко будет играть в Украине центральную роль. В Берлине это приняли к сведению, однако, без особой эйфории", - пишет Spiegel.
У Берлина, координирующего политику ЕС на украинском направлении, есть свой кандидат - лидер партии УДАР Виталий Кличко. С ним лично встречалась Меркель, ему оказывалась и продолжает оказываться мощная информационная поддержка со стороны западных СМИ. Но Кличко (и это признают в Германии) не обладает политическим талантом Юлии Тимошенко. К тому же, политический авторитет боксера-оппозиционера серьезно пострадал из-за его готовности идти на определенные компромиссы с правительством Виктора Януковича. Теперь же, когда Янукович стал политической историей, стало ясно, что именно бескомпромиссный характер борьбы "Правого сектора" Дмитрия Яроша во многом определил крах правительства Януковича. Однако европейцы, в особенности немцы, по известным историческим причинам не решились на открытую поддержку неприкрытых националистов-радикалов. Виталий Кличко действовал в приемлемых для ЕС политических рамках, проявив определенную конструктивность, которая, однако, не пришлась по вкусу людям на майдане. В результате, боксер был освистан толпой.
Настроения "майдановцев", однако, хорошо прочувствовала Тимошенко. В своей речи на Майдане она не преминула упрекнуть оппозиционных лидеров в недостаточно жестком отношении к правительству Виктора Януковича, повинного, по ее словам, в убийствах простых украинцев. Недвусмысленно назвав других оппозиционных лидеров "политиками", Тимошенко назвала себя "частью народа", начав, таким образом, довольно бесцеремонно перетягивать на себя одеяло в протестном лагере.
Все это дает основание полагать, что Украина входит во второй этап внутриполитического противостояния, где еще недавно стоявшие плечом к плечу оппозиционные лидеры могут оказаться по разные стороны баррикад. "Хорошо, что Юлия вернулась. Так мы сможем охватить еще больше людей", - объявил Виталий Кличко. Вопрос лишь в том, как долго получившая фактическую власть в стране украинская оппозиция сможет говорить о себе "мы".