Грузия отправляет войска в Африку
Читать на сайте Вестник КавказаВ ходе недавней встречи с представителями ЕС, министр обороны Грузии Ираклий Аласания заявил, что правительство изучит вопрос об отправке грузинского контингента в Центральноафриканскую республику (ЦАР), где с начала марта должна развернуться международная миротворческая операция.
Предложение об отправке контингента исходило от ЕС. Судя по всему, европейцам понравилась активность Грузии в Афганистане, где грузинский контингент остается крупнейшим из стран-нечленов НАТО и количественно превосходит многих старожилов альянса.
Ранее, во время послевоенной операции «по поддержанию мира» в Ираке грузинские войска уступали по численности лишь американцам и британцам. Не исключено, что европейцы, щепетильно относящиеся к отправке каждого солдата в зону боевых действий, и на этот раз рассчитывали на немедленное согласие Тбилиси и на то, что Грузия снарядит в ЦАР крупный контингент, способный выполнять миротворческую миссию под «зонтиком» ЕС. Возможно, европейцы надеялись вообще не отправлять своих военнослужащих в Африку, ведь контингент там нужен сравнительно небольшой.
Однако Ираклий Аласания, считающийся одним из самых здравомыслящих и прагматичных грузинских политиков, ответил уклончиво: «Мы изучим вопрос и примем решение позднее». В экспертном сообществе сразу поползли слухи, что правительство Гарибашвили не спешит сказать «да», ожидая встречных шагов и ответственных решений со стороны Запада. Не исключено, что на этот раз ставка действительно большая - предоставление Грузии «дорожной карты по вступлению в альянс» (MAP) в ходе предстоящего в Великобритании саммита НАТО.
Было бы наивно думать, что после гибели в Ираке и Афганистане десятков грузинских солдат, Грузия не будет обусловливать свое участие в новых миротворческих операциях ответными решениями со стороны западных партнеров. В Тбилиси уже раздаются голоса: «Наши парни рискуют жизнями вместо их ребят, а они не хотят злить Москву по такому пустяковому поводу как MAP».
Во время недавнего визита в Тбилиси членов военного комитета НАТО, они также намекнули грузинским руководителям, что было бы неплохо оставить грузинский контингент в Афганистане и после вывода оттуда войск стран-членов НАТО, поскольку 1700 солдат и офицеров из Грузии, как несколько раз повторил глава комитета Кнуд Бартолс, «отлично справляется с поставленной задачей». Но премьер Гарибашвили, с которым генерал Бартолс обсуждал этот вопрос, также ответил уклончиво – "рассмотрим, изучим, не исключаем, но не обещаем".
Создается впечатление, что Тбилиси действительно пытается подтолкнуть европейские страны (в первую очередь, Германию и Францию) к изменению их негативной позиции по вопросу о предоставлении Грузии вожделенной «дорожной карты». Насколько этот расчет адекватен, покажет ближайшее будущее. Ведь сколь бы велико не было желание прагматичных европейцев всюду и всегда «загребать жар чужими руками», на другой чаше весов – неизбежный гнев Москвы и риск серьезного осложнения отношений между основными мировыми игроками. Поэтому расчет Тбилиси на подобный гешефт может оказаться наивным.